Дтп на подъеме кто виноват

Обновлено: 24.04.2024

За состоянием дорог обязаны следить дорожные службы и органы ГИБДД, осуществляющие общий контроль за безопасностью движения. Для этого, все мы, ежегодно, платим налоги, штрафы и сборы. Однако, за невыполнение ими обязанности по содержанию дорожного покрытия, повлекшее ДТП, привлечь к ответственности дорожные службы надо сильно постараться.

Колея на дороге – частое явление на российских дорогах. Не смотря на ежегодные ремонты дорог и снегоуборочные работы, безопасных дорог, в России нет, и не будет, наверное, никогда. Опасность колеи известна всем. Однако, пока это не коснулось тебя лично, она кажется призрачной и мало пугающей.

Я не буду судиться с дорожниками, потому, что это не соответствует моим целям, хотя, нарушает мой принцип неотвратимости справедливого наказания. В качестве моральной компенсации себе, я и написала сию статью…

Итак, что делать, если вас выкинуло из колеи?

У вас есть два варианта. И принять решение надо быстро.

1) Первый вариант – вы признаете себя виновным в ДТП или частично виновным и "прощаете дорожников".

Этот вариант – лучше для Вас, если:

- у Вас есть действующий страховой полис (страховка покроет причинённый Вами ущерб 3-м лицам);

- ДТП без пострадавших (потому, что если они есть, страховая компания вправе обратиться к вам, впоследствии, с регрессом);

- Вашей машине причинен небольшой ущерб (который вы сможете покрыть без особого ущерба для своего кармана);

- Вы хотите продать машину (в данном случае – время – деньги).

2) Второй вариант – вы виноваты в том, что не справились с управлением, да, но, правил не нарушали, ваши действия/бездействие не соответствуют степени опасности наступивших последствий. Совсем избежать ответственности не получится, но, однозначно, существенно снизит материальные издержки.

Этот вариант ваш, если:

- несмотря на наличие страхового полиса, виновник ДТП - вы, если не докажете иное, поэтому, ремонт своего а/м придётся делать за свой счет, а если Ваш автомобиль сильно пострадал или не подлежит восстановлению – это крайне обидно и затратно.

- Вашему здоровью, или здоровью тех, кто находился с Вами в а/м причинён вред, есть пострадавшие в а/м других участников (все расходы на лечение лягут на вас).

Второй путь – долгий и сложный, но, все Ваши затраты и моральные издержки, рано или поздно, будут вознаграждены.

Если Вы выбрали второй вариант, то, садимся "в танк" и поехали!:

1) Прежде всего, надо определить для себя, есть ли в данном ДТП хоть часть Вашей вины? – не превысили ли вы скоростной режим? – не совершали ли Вы необдуманных манёвров? (естественно, Вы – трезвы и у вас есть право управления а/м!?). Потому, что если Ваша вина существенна, доказать вину дорожных служб будет очень трудно и не сильно Вам поможет.

Если вашей вины нет, кроме того, что Вы – не справились с управлением – отлично.

2) Никаких комиссаров! Только ГИБДД! – архиважно! Без этого, все дальнейшие действия – бессмысленны. При звонке в ГИБДД, обязательно акцентируйте внимание на том, что Вас – выбросило из колеи, чтобы сотрудники не забыли необходимые инструменты и сделали замеры и фото колеи.

3) Желательно иметь видеорегистратор или/и свидетелей – это облегчит доказательную базу.

4) Проследите за тем, чтобы сотрудники ГИБДД замерили колею и сфотографировали место аварии. Сделать самому фото и видеофиксацию.

6) Явка на разбор – строго обязательна.

7) Из сути Постановления (Определения) ГИБДД должно быть понятно, что, ДТП произошло в силу плохих дорожных условий, колейности дороги, ненадлежащего состояния дорожного покрытия (отсутствие реагентов и т.д.). Процент Вашей виновности в ДТП всё равно будет (п. 10.1 ПДД), но гораздо меньшим. Если из Постановления непонятно, учтена ли вина дорожных служб – обжалуйте это Постановление в установленный срок!

8) Далее – заказываем оценку ущерба имуществу, собираем все справки из больниц и чеки, подтверждающие ущерб.

9) Далее обращаемся к организации, обслуживающей участок дороги, на котором произошло ДТП с претензией и приложением всех документов. Выяснить это можно в ГИБДД, если отказываются - Прокуратура в помощь.

10) Далее – исковое заявление в суд.

Довольно типичная ситуация на дорогах России в 2022 году: водитель подъехал к светофору, который горит красным запрещающим сигналом, остановился на небольшом пригорке в ожидании зелёного. Тут сзади него практически впритык подъехал другой автомобиль, прижавшись и не оставив никакой дистанции до первой машины. Но при трогании с места первый откатился совсем немного назад, в результате чего "приехал" во второго, и произошло ДТП. Кто однозначно виноват в случившемся инциденте: не соблюдающий дистанцию по ПДД или откатившийся назад?

О дистанции по ПДД

Итак, вышеописанная ситуация, на самом деле, достаточно распространённая. Представим её схематично, если вдруг непонятно, о чём идёт речь.

Осталось выяснить, кто виноват. Итак, что такое дистанция по ПДД? Это расстояние до находящегося впереди транспортного средства. Правила оговаривают, что она должна быть безопасной и конкретных значений не приводят. Но главное заключается в том, что о дистанции знать в контексте стоящей впереди машины нам вообще ни к чему. Всё потому что в пункте 9.10 речь идёт о движущемся впереди автомобиле, но не о стоящем.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Поэтому дистанция в случае с подъездом слишком близко к впереди стоящему автомобилю значения не имеет, так как ПДД предписывают соблюдать её только по отношению к движущемуся впереди транспортному средству.

Верно ли в этом случае, что водитель красного автомобиля на схеме выше ничего не нарушил? Верно. Нарушил ли что-то водитель синей машины? Нарушил и вот что.

О движении задним ходом

Именно красный автомобиль и будет виновен по умолчанию в таких ДТП по закону 2022 года. Всё дело в том, что Правила не требуют держать расстояние до стоящего впереди автомобиля. А вот обеспечить безопасность движения задним ходом ещё как требуют! В данном случае даже небольшой откат назад – это движение задним ходом, вне зависимости от наличия привода от двигателя, обеспечивающего такое движение. Просто покатился? Движение задним ходом налицо!

В нашем случае водитель впереди стоящего автомобиля, который откатился назад, нарушает пункт 8.12 Правил, находящийся в разделе маневрирования:

8.12. Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, что этот манёвр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения.

Таким образом, в ДТП, где автомобиль сзади прижался слишком близко без дистанции, а передний при трогании откатился назад, виновность будет у водителя откатившегося автомобиля. Но это в общих случаях, а есть ещё частные.

Вообще, в различных дорожных ситуациях всегда действует одно общее правило – если автомобиль стоял, и в него въехали, то даже при сотне нарушений у стоящего виноват в ДТП будет въехавший. Даже если он остановился в неположенном месте, был пьян, не имел права управления и так далее.

Важное замечание!

Какие Ваши доказательства?

Если Вы выступаете в роли подъехавшей сзади машины, то второй участник аварии вполне может сказать, что это Вы въехали в него сзади. Это довольно распространённая ситуация на дорогах в 2022 году.

И в этом случае Вам поможет:

  • наличие видеорегистратора, где будет видно, что Вы стояли, а автомобиль впереди откатился в Вас,
  • свидетели, которые смогут подтвердить то же самое.

Частный случай здесь заключается в том, что сотрудники ГИБДД, подъехавшие оформлять аварию, скорее всего, поверят именно второму участнику. А обыденный водитель примет виновность за отсутствием у него доказательств. И совершенно напрасно.

Всё дело в том, что Вы можете ходатайствовать о проведении специальной экспертизы – трасологической, прямо в объяснениях, которые будете писать при оформлении ДТП либо протоколе или постановлении, которое выпишут в отношении Вас в части несоблюдения пунктов 9.10 и/или 10.1 ПДД. Такая экспертиза, как правило, с точностью до 100% показывает направление удара и поможет Вам, таким образом, отстоять правоту.

В холодное время года число аварий возрастает. Причиной становится гололёд. В большинстве случаев виновным в ДТП при гололеде признают самого водителя. Однако за состоянием дорог обязаны следить муниципальные службы. Представители учреждения отвечают за состояние полотна в любое время года. Иногда они недобросовестно выполняют взятые на себя обязательства, что и становится причиной аварии. Если вы считаете, что в ДТП при гололеде виновны дорожные службы, можно попытаться взыскать с них ущерб.

Что делать, в случае ДТП при гололеде?

Перечень действий, которые водитель обязан выполнить при ДТП в гололед, регламентирует пункт 2.5 — 2.6.1 ПДД РФ. Оказавшись в аварии, водитель должен:


  1. Остановить транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, который размещается в соответствии с требованиями пункта 7.2 ПДД РФ. В населенных пунктах знак ставят минимум в 15 м от ТС, если ДТП произошло за городом – минимум в 30 метрах.
  2. Проверить присутствие пострадавших. Если они имеются, нужно вызвать скорую медицинскую помощь и полицию на место ДТП при гололеде. В экстренных ситуациях допустима доставка пострадавших на попутном транспортном средстве (п. 2.6 ПДД РФ). Если поблизости никого нет, можно использовать автомобиль, оказавшийся в аварии. Потребуется приехать в ближайшую медицинскую организацию и сообщить регистрационный знак транспортного средства, предъявить документ, удостоверяющий личность, а затем возвратиться к месту происшествия.
  3. Вызвать ГИБДД, дождаться, пока инспектор достигнет места аварии, и принять участие в оформлении дорожно-транспортного происшествия. Предварительно рекомендуется зафиксировать все повреждения, полученные автомобилями, при помощи фото- и видеосъемки. Сфотографировать рекомендуется и картину ДТП при гололеде в целом.
  4. Ознакомиться с составленным протоколом и подписать его, если человек согласен со всеми положениями документа. В иной ситуации бумагу можно не подписывать или указать в ней причины возникших возражений, заверив информацию подписью.
  5. Получить копию протокола.
  6. Если ДТП при гололеде оформлено, и машина на ходу, можно покинуть место аварии своим ходом. В иной ситуации потребуется вызвать эвакуатор.

Не всегда оформление ДТП предполагает вызов сотрудников ГИБДД. Допустимо использование европротокола. Он применяется в соответствии со статьей 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года Об ОСАГО. Чтобы появилась возможность использования европротокола при ДТП в гололед, должны выполняться следующие условия:

  • ущерб нанесен только транспортным средствам;
  • в ДТП пострадали 2 автомобиля;
  • оба водителя имеют полис ОСАГО;
  • обстоятельства происшествия не вызывают разногласий (искл. – стороны претендуют на возмещение в размере до 100 тыс. руб.);
  • стороны заполнили бланк европротокола.

Бланк европротокола можно скачать здесь.



Как определить виновника в аварии при гололеде?

Чтобы определить виновника дорожно-транспортного происшествия при гололеде, нужно принять во внимание сопутствующие обстоятельства. В первую очередь необходимо проанализировать состояние дороги. На него оказывают влияние природа и время года. Существуют организации, которые обязаны следить за дорожным покрытием, устранять гололед при помощи посыпания песком и реагентами, устанавливать знаки временного ограничения скорости.


Дополнительно стоит обратиться к нормам действующего законодательства. В статье 3 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года говорится, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения выступает приоритет ответственности государства над ответственностью лиц, передвигающихся по дороге.

В статье 5 вышеуказанного нормативно-правового акта зафиксировано, что необходимо осуществлять надзор за соблюдением ГОСТов и иных нормативных документов, регламентирующих безопасность движения. В части 2 статьи 12 говорится, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог установленным техническим регламентам и иным нормативным документам возлагается на лица, занимающиеся содержанием дорожного полотна.

В статье 23 закреплено, что участники движения могут свободно и беспрепятственно передвигаться, соблюдая установленные правила.

Из всего вышесказанного следует, что возложить вину за скользкую дорогу можно на организацию, призванную своевременно ремонтировать полотно и контролировать его состояние. Однако если присутствовали предупреждающие знаки, водитель нарушил ограничение скорости или не выполнил иные нормы ПДД РФ, вина в ДТП при гололеде будет возложена на лицо, находившееся за рулем.

Является ли страховым случаем ДТП при гололеде?

Всё зависит от обстоятельств произошедшего. Если в транспортное средство врезался другой автомобиль, застрахованный по ОСАГО, и лицо, находившееся за рулем, признали виновным, возмещение будет осуществляться как в классической ситуации. Это значит, что пострадавший сможет получить выплату по страховке. Процесс регулирует ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года. Выплата предоставляется только потерпевшему. Виновнику происшествия придется восстанавливать свой автомобиль самостоятельно.

Если из-за гололеда пострадал только один автомобиль, выплаты по ОСАГО не предоставляются. Дело в том, что этот полис предполагает страхование автогражданской ответственности. Соответствующее правило закреплено в статье 4 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года “Об ОСАГО”.

Однако водитель может выдвинуть требования в адрес инстанции, отвечающей за состояние дорожного покрытия. Истребование средств производится в рамках судебного разбирательства. Истцу предстоит доказать, что компания не выполнила положения Технических регламентов и нарушила нормы законодательства, не обработав дорожное покрытие должным образом или не предупредив о гололеде.

Когда автомобиль застрахован по КАСКО, всё зависит от положений договора. Если он предусматривает предоставление возмещения в случае ущерба из-за гололеда, можно рассчитывать на получение выплаты или проведение ремонта. В иной ситуации в возмещении могут отказать.

С кого взыскивать ущерб в случае аварии зимой?

Вред обязано компенсировать лицо, действие или бездействие которого повлекло нанесение ущерба (ст. 1064 ГК РФ). Если куплена страховка, потребность в возмещении урона может быть возложена на страховую компанию.

Когда речь идет о классическом ДТП, виновником признают водителя, который нарушил правила дорожного движения. Он должен будет осуществить компенсирование ущерба ДТП при гололеде. Если куплен полис ОСАГО, возмещение пострадавшему предоставит страховая компания.

Когда дорожное полотно не соответствует положениям ГОСТов и СНИПов, к ответственности могут привлечь организации, отвечающие за состояние дороги. На практике с них удается взыскать ущерб крайне редко.

Обычно в случае ДТП при гололеде водителю вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. В нем говорится, что лицо, находящееся за рулем, должно вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленного ограничения. Дополнительно нужно учитывать интенсивность движения, особенности состояния авто и груза, дорожные и метеорологические условия. Скорость должна позволять водителю сохранять контроль над автомобиля. Если возникла опасность, которую лицо в состоянии обнаружить, оно должно принять меры для снижения скорости вплоть до остановки.

Принимая итоговое решение об определении виновника аварии в ДТП при гололеде, представители уполномоченных органов учитывают все сопутствующие обстоятельства.

Можно ли обвинить дорожную службу?

В статье 3 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года в качестве основного принципа обеспечения безопасности движения зафиксирован приоритет ответственности государства над ответственностью граждан, передвигающихся по дорогам. Статья 12 закрепляет потребность в своевременном проведении ремонта и грамотном содержании дорог. Ответственность возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находится территория.

В статье 14 говорится, что уполномоченные должностные лица имеют право ограничивать или прекращать движение на дорогах с целью обеспечения безопасности. Граждане могут рассчитывать на безопасные условия передвижения (ст. 24 ФЗ №196).

Правила выполнения процедуры строго регламентированы. Они закреплены в Порядке временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (утв. Приказом Минтранса РФ №41 от 10 апреля 2007 года). В пункте 15 говорится, что в случае гололеда может вводиться временное ограничение движения путём установки соответствующих знаков.

Если вышеуказанных обозначений не было, можно попробовать взыскать ущерб от ДТП при гололеде с инстанции, отвечающей за состояние дороги. В этой ситуации процесс оформления аварии несколько меняется:

  1. Водитель вызывает сотрудников ГИБДД на место происшествия.
  2. Пока инспектор едет, нужно сделать несколько фотографий с места аварии, попытавшись передать все подробности. Необходимо найти свидетелей, записать их телефоны, имена, адреса.
  3. Когда сотрудник ГИБДД прибудет на место аварии и начнёт заполнять протокол, нужно попросить отразить информацию о состоянии дорожного полотна, отсутствии обработки специальными веществами, скользкой поверхности. Необходимо обратить внимание на дорожные знаки. Если ограничение скорости не стояло, нужно внести информацию в протокол об этом факте.
  4. Настоять на вызове дорожной службы и сообщить о произошедшем.
  5. Потребовать проведения экспертизы. Этап считается максимально важным. Самостоятельно измерить тормозной путь по льду не получится. На покрытии не остается качественных следов. Экспертиза позволяет выявить коэффициент сцепления шин с покрытием участка дороги. Для этого используются специализированные приборы.
  6. Выдвинуть досудебную претензию в адрес инстанции, отвечающей за состояние дороги.
  7. Составить исковое заявление, дополнить его результатами экспертизы, протоколом, задокументированными свидетельскими показаниями и передать в суд.

Порядок возмещения ущерба в случае ДТП при гололеде

Процесс напрямую зависит от особенностей сложившейся ситуации. Если столкнулись 2 автомобиля, и одного из водителей признали виновным, возмещение ущерба пройдет по следующей схеме:

Если страховая компания занижает выплату или вовсе отказывается предоставлять её в случае с ДТП при гололеде, допустимо выдвижение претензии. Когда документ остался без внимания, или ответ не удовлетворил заявителя, оформляется исковое заявление в суд.

Возмещение ущерба с дорожной службы

Если человек хочет взыскать выплату с дорожной службы, не обеспечившей надлежащее состояние полотна в гололёд, процедура меняется. Получить выплату по страховке не удастся. Возмещение возможно лишь через суд. В случае ДТП при гололеде, действовать нужно по следующей схеме:

Судебная практика ДТП в случае гололеда

Судебная практика по вопросу ДТП при гололеде неоднозначна. Всё зависит от особенностей сложившейся ситуации. Присутствуют примеры, когда водителям удалось доказать вину дорожников. В результате уполномоченный орган соглашался удовлетворить требования и выплатить компенсацию.

Так, истец обратился в суд с требованием о взыскании 120000 руб. с дорожной службы. Лицо двигалось по трассе, соблюдая правила движения. На одном из участков дороги автомобиль занесло. В результате он врезался в дерево. Пострадало лишь имущество. Пострадавший оформил ДТП и провел экспертизу. К разбирательству были привлечены свидетели. В результате судебных тяжб суд обязал дорожную службу возместить ущерб в полном объёме.

Однако довольно много случаев, когда отстоять свои права не получалось. Истец обратился в суд с иском к департаменту дорожного хозяйства о возмещении материального ущерба. Он составлял 200000 руб. Авария произошла на трассе, когда шёл снег. Автомобиль занесло, и он врезался в ограждение. Изучая дело, суд счел, что истец выбрал не соответствующую погодным условиям скорость движения. Требования были отклонены.

Нюансы

Основные конфликтные ситуации происходят из-за того, что автомобилисту, оказавшемуся в аварии из-за гололеда, сразу вменяют нарушение пункта 10.1 ПДД РФ. Однако несоблюдение правила имеет место быть не всегда. Не стоит сразу соглашаться с подобным и признавать свою вину.

Если нанесен серьезный ущерб при ДТП в гололед, нужно настаивать на невиновности. Затем необходимо собрать доказательную базу и попытаться истребовать денежные средства с дорожной службы. Стоит нанять грамотного юриста. Это повысит вероятность вынесения положительного решения.

дорога в подмосковье..одна полоса туда, одна обратно. ехал мотоцикл по обочине (там около полу метра обочины заасфальтировано,дальше земля, те мотоцикл едит спокойно. машины двигались медленно,поэтом у мотоциклист решил двигаться по обочине.
один автомобиль решил повернуть направо, без поворотника повернул (говорит что с поворотником, но был бы поворотник, парень на моте остановился бы, ибо не дурак лезить под машину), в итоге парень ему в бок приехал (передняя правая дверь и крыло повреждены у машины)

кто тут виновный? в группе разбора виновным признали мотоциклиста.
Да, он нарушил, ехал по обочине, но другой повернул, не убедившись в безопасности своего маневра..мне кажется тут можно было бы сделать обоюдку.
объясните какие тут варианты (чтоб на будущее знать)
спасибо


небольшая схема и вопрос

как я понимаю тогда имеет значение где мотоциклист ударил автомобиль? те если ЗА линией, обозначаюзей край проезжей части, те на перекрестке, то это одно.
а если ДО (например автомобиль решил срезать траекторию в повороте, и ударил мотоциклист его ДО линии - то тут уже какбы не перекресток..

однозначно сказать где был удар мотоциклист не может, не помнит, фотографий нету..

Тут только лукавить и говорить что поворачивал из крайнего правого ряда, а водитель авто не учел помехи справа и поворачивал не из крайнего ряда

Т.е. 2 машины физически до разделительной не поместя тся ? опять же, если сказать, что мотоциклист ехал по обочине - он однозначно виноват, если по проезжей части, то виноват авто.

если ударил на перекрестке,то слова Ex-Major (КЗПА) [em]Тот, кто едет по обочине, перед съездом с МКАДа производит выезд с обочины на проезжую часть, пересекая сплошную линию разметку.
Т.е. обязан уступить поворачивающему с правого ряда.[/em]

уместны и к этому ДТП получается?
те он выехал с обочины и не уступил тому, кто поворачивал из крайнего ряда?

нарушили правила оба, но в ДТП виновна машина 100% надо писать заяву в ГИБДД чтобы возбудили административное дело на водителя автомобиля. А свое постановление обжаловать в суде!

не всё так однозначно что скажете на пример:
мкад, грузовик в 3 ряду.
если при перестроении легковой в этот же ряд грузовик боданёт её -кто виноват?

Не так. МКАД, толпы летящих по обочине. Как я смогу повернуть направо из правого ряда, если правее меня толпы по обочине едут прямо!?

Повернули. ДТП. Кто "отвечает" за ДТП? Виноваты оба (как я считаю). Но ДТП на ком "повиснет"?

перекрёсток. но на этот перекрёсток ты выезжаешь с обочины, а это эквивалент начала движения - должен убедится в безопасности и должен уступить..

так какие проблемы съехать со мкад или выехать при наличии на обочине таких как я??
периодически езжу по обочине, НО при возвращении в ряд НЕ подрезаю, если перед съездом включают поворотник, то пропускаю, возвращаюсь вряд ТОЛЬКО когда меня пропускают или могу это сделать безопасно для всех. если сам еду в ряду, то пропускаю ездюков по обочине, т.к. ему, видемо, надо + ДДД

вы написали какие проблемы я написал что создание аварийной ситуации. - пример в корне, я думаю у мотоцикла тормоза получше чем у машины - и то впилился.

согласен, повернуть безопасно нельзя я этот пример привёл к тому, что правила написаны криво (ну как обычно :) )и изза неокончательности формулировок как хочешь - так и повернёшь оглобли. велик и могуч русский язык.

Правила написаны нормально. Идиоты только их не читали.
Тот, кто едет по обочине, перед съездом с МКАДа производит выезд с обочины на проезжую часть, пересекая сплошную линию разметку.
Т.е. обязан уступить поворачивающему с правого ряда.

это одна из частностей есть же куча ещё многих других разных случаев связанных с "уступить дорогу". один из примеров - грузовик в 3 ряду, я вот недавно задумался по этому поводу.

Про третий ряд никаких неясностей нет. Не нужно выдумать то, чего нет. Ты еще скажи, что не прошедший ТО всегда виноват в ДТП.

извини алексей, но это вещи разных порядков запрещена езда по обочинам, по встречке (условно с ограничениями), грузовикам дальше второго ряда: - вот это всё одна логика - месторасположение тс на дороге.
а уж то, права и всё подобное - это величины другого измерения.

Тем не менее, от того, в каком ряду едет грузовик, не зависит определение приоритета. Это все проезжая часть.

встречка тоже проезжая часть факт тот, что тс находится там где его не должно быть на дороге.
как звучит один из аргументов - ему там запрещено быть - почему тогда он имеет приоритет?
и это величины одного порядка для всех этих случаев.

Вот еду я на лисапеде, там, где и должен ехать. Слева, положим, пробка, но мне справа от сплошной ничто не мешает ехать. И тут из пробки машина поворачивает, я в нее влетаю - тут кто виноват?


ДТП на перекрестке, главная дорога

Если перекресток оборудован светофором, движение регулируется его сигналами. И спорной ситуации с тем, кто кому должен уступить, не возникает. Очевидно, что при столкновении прав водитель, который ехал на зеленый свет.

Иначе все выглядит, когда перекресток нерегулируемый. Он может быть пересечением неравнозначных путей, то есть главного (основного) и второстепенного. Первый обозначается символом в виде желтого ромба с белой каймой. Машины, движущиеся по нему, имеют преимущество проезда.

На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.

Виновным в большинстве подобных ситуаций признают того, кто ехал по второстепенному пути. Его накажут за нарушение по части 2 статьи 12.13 КоАП:

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

Компенсировать материальный и физический ущерб, нанесенный другому участнику ДТП, будет страховщик виновника. Это определяется пунктом 1 статьи 12 Закона об ОСАГО:

Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред…

Если же возможно прямое возмещение убытков, платит фирма, выдавшая полис пострадавшему.

Авария, выезд на главную дорогу

ДТП при участии машин с неравнозначных направлений может случиться, когда обязанный уступить автомобиль уже выехал на приоритетный путь. Здесь ситуация с определением виновника не так однозначна. Понять, как все будет оцениваться, легче на примерах:

  • Автомобиль с второстепенной дороги (под условным обозначением АВ) начал поворачивать направо и выехал на главную. А в него врезалась уже едущая по ней машина (АГ), обгоняющая другое ТС. Второго водителя при таких обстоятельствах могут признать виновным. Ведь он не дал АВ завершить начатый маневр, что противоречит правилам.
  • Если же АГ пошел на обгон первым, а водитель машины, выезжающей с второстепенной дороги, не заметил этого и стал поворачивать, виновник определяется иначе. АВ не уступил там, где был обязан это сделать. Следовательно, он виноват, его страховая компания и заплатит за нанесенный ущерб. А сам водитель выложит штраф 1000 р.

Обе ситуации достаточно спорные, одну легко принять за другую. Каждому водителю придется доказывать свою правоту. Но, как показывает практика, выехавшему с не главного направления это сделать труднее. Поэтому ему стоит обратиться за помощью к юристу.

Еще одна ситуация, при которой возможно ДТП, это выезд на приоритетную дорогу со двора или прилегающему к ней участку (заправочной станции, автостоянки и т.д.). Здесь автомобилисты должны руководствоваться пунктом 8.3 ПДД:

При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней…

То есть в случае столкновения виновником назовут автомобилиста, не пропустившего едущие по главной ТС. Хотя в такой ситуации чужая машина врезается в него, а не наоборот.

ДТП на второстепенной

Перекресток неравнозначных направлений без светофора опасен еще и тем, что столкновение может произойти на второстепенной дороге. Так бывает, если на основном пути движение транспорта плотное. И поворачивающий на него с другого направления автомобиль вынужден ехать медленно.

Приближающаяся к нему сзади машина перемещается по той же дороге. Ее водитель с большой долей вероятности будет контролировать скорее главное направление, глядя налево. И столкнется с автомобилем, идущим впереди.

дтп на главной

В такой аварии могут оказаться задействованы несколько машин. Но виновником является тот, кто ехал за первым ТС по второстепенной дороге. Ему следовало быть внимательнее, контролировать оба направления движения. Но прежде всего обращать внимание на ту сторону, куда он собирался свернуть.

Можно ли избежать ДТП

Предотвратить аварию на перекрестке неравнозначных дорог или на одном из таких направлений реально. Ведь подобные ДТП случаются в типичных ситуациях:

  • при повороте с второстепенной на главную;
  • при выезде со двора;
  • при проезде через перекресток.

пример дтп

Как вести себя автомобилистам, чтобы избежать столкновения:

  • Выезжающему с второстепенного направления или с прилегающей к дороге территории стоит помнить, что в случае аварии он находится в заведомо невыгодной для себя ситуации. Поэтому не стоит спешить, скорость ТС должна быть невысокой. Важно также контролировать машины с правой и левой сторон главной дороги. Ведь они могут появиться внезапно отовсюду, заметить оппонента слишком поздно и врезаться в него.
  • Автомобилисту с второстепенного направления нужно учитывать также имеющиеся на перекрестке кусты, парковку и другие предметы, которые загораживают обзор водителям с главного пути. Ведь последние едут с большей скоростью и благодаря преимуществу могут не среагировать на опасность. Оценка дорожной обстановки поможет спрогнозировать вероятность ДТП и избежать его.
  • Водителям, едущим по главной дороге, тоже лучше двигаться с умеренной скоростью, даже если на этом отрезке нет требующих ее снизить знаков. Так больше шансов заметить выруливающего с другой дороги автомобилиста.
  • При интенсивном движении едущему по главному направлению не стоит совершать обгон на перекрестке, несмотря на допустимость маневра. Он часто приводит к аварийным ситуациям. И не всегда потом обвиняют второго автомобилиста.
  • Всем водителям следует учитывать, что основная дорога может определяться не только по знаку 2.1, но и по типу покрытия. Если перекрещиваются широкая асфальтированная полоса и грунтовая, преимущество имеют те, кто едет по первой. Она является главной.

О том, как избежать ДТП при выезде на перекресток со второстепенной дороги, смотрите в этом видео:

Всегда ли виноват водитель со второстепенного направления

При авариях на перекрестках неравнозначных дорог ответственность чаще возлагается на автомобилиста, который не уступил проезд, хотя был должен. Но оказаться виновным может и тот, кто двигался по приоритетному пути, если:

  • он превысил скорость, разрешенную на данном участке пути;
  • знак 2.1 был повален или временно снят, и перекресток рассматривается как пересечение равнозначных направлений.

дтп на главной

А иногда в таких случаях ответственность признается обоюдной на радость страховым компаниям. Потому что им не приходится платить возмещение за разбитые машины ни тому, ни другому владельцу.

Определение главной дороги в ПДД

Из него следует, что от второстепенной ее может отличать не только наличие дорожного символа. Иногда его вовсе не бывает, а пути тем не менее не равнозначны.

Понять, какое направление приоритетное, нетрудно чисто визуально, по типу поверхности. Но иногда проблемой может стать снег или гололед, когда покрытия не видно. А определение преимущественного пути по ширине проезжей части тоже не всегда возможно, ведь он бывает одинаковым на обоих пересекающихся отрезках. Тогда водителю следует ехать таким образом, как будто он находится на второстепенном. Это поможет избежать опасной ситуации, аварии.

  • на таких участках есть знак, требующий уступить, остановиться перед продолжением следования, или символы примыкания к приоритетному отрезку;
  • возможно отличие по типу покрытия, оно практически всегда более дешевое и менее качественное;
  • второстепенная та, что пересекается с обозначенной символом 2.1, даже в отсутствие 2.4 или 2.5.

Направление главной дороги

Направление следования по главной дороге не всегда прямое, она может и уходить в любую сторону. Тогда перед поворотом стоит знак 8.13, относящийся к группе дополнительных. Именно поэтому он всегда сочетается с одним из символов:

Знаки могут стоять на перекрестке или перед примыканием преимущественного и второстепенного отрезков пути. Жирной чертой на 8.13 указано, куда сворачивает первый. На знаке схема должна быть такой же, как в реальности. От особенностей траектории зависят правила следования через участок. И кто уступает при съезде с наиболее значимой дороги, определяется тем, в какую сторону она поворачивает.

дтп на главной

Важны и следующие нюансы:

  • знак 2.1 не отменяет требований символа ограничения скорости, если он тоже там есть;
  • траектория преимущественной дороги на круговом движении всегда идет по кольцу, то есть оно и является более важным по значению;
  • сочетание символа направления первостепенной дороги и светофора приводит к необходимости слушаться последнего, так как он отменяет знаки приоритета.

Конец главной дороги

Конец участка главной дороги обозначается:

  • Символом 2.2, который устанавливается перед перекрестком. Тогда последний становится пересечением равнозначных путей.
  • Тем же знаком в сочетании с 2.4. В этом случае на перекрестке снова сходятся приоритетное и второстепенное направление. Но то, что прежде имело статус первого, утрачивает его.

дтп на главной

Зачем нужен знак 2.2: без него значение пересекающихся путей не изменить. То есть наличие перекрестка без символа или начала (завершения) населенного пункта не превращают автоматически дальнейшую дорогу во второстепенную и не приравнивают ее по статусу к более важному примыкающему отрезку. То есть территорию действия символа 2.1 может ограничить только 2.2.

Поворот главной дороги

Поворот в какую-либо сторону по главной дороге требует от водителя соблюдения п. 13.10 ПДД:

В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться водители, движущиеся по второстепенным дорогам.

На перекрестке равнозначных дорог, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13.111 Правил, водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

При этом выполнение маневра должно сопровождаться занятием соответствующего крайнего положения в ряду или крайнего ряда, если дорога многополосная.

Кто уступает при съезде с приоритетного направления, зависит от того, как меняется его траектория, какое местонахождение у автомобилей при многополосном движении. Если по нему транспорт следует направо, он имеет преимущество, но только когда поворачивает из регламентированного правилами крайне правого ряда. В ином случае он пропускает тех, кто едет прямо по этой полосе.

При движении по приоритетной налево машина должна уступить тому, кто не меняет направление движения и следует попутно поворачивающему. Так осуществляется проезд нерегулируемых перекрестков неравнозначных путей по правилам. Они работают, если иных действий от водителей не требует руководящий движением сотрудник ГИБДД.

Поворот более значимой по статусу дороги и светофор, находясь рядом друг с другом, все меняют. Приоритет при проезде имеет тот, для кого загорелся зеленый свет. То же значение имеют и команды регулировщика, они важнее требований дорожных символов.

Если нужно выполнить разворот на преимущественном направлении, руководствуются п.13.12 ПДД:

При … развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.

Изменение направления главной дороги

Изменение прямого направления главной дороги, то есть ее поворот, делают необходимыми принятие во внимание следующих положений:

Читайте также: