Дтп кто виноват при ударе в задний бампер при перестроении

Обновлено: 13.05.2024

Аварии происходят достаточно часто, и даже такой простой манёвр, как перестроение, может привести к столкновению. Как правило, повреждения при таких ДТП не существенные, но лучше их избежать. Какими бывают ситуации, кто прав и что делать в подобном случае, читайте ниже.

ПДД при перестроении Кто виноват в ДТП при перестроении В левый рядВ правый рядПри обгонеСпорные ситуацииШтраф за нарушениеvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

ПДД при перестроении

Правильное выполнение перестроения регламентируется правилами дорожного движения, а именно пунктами 8.1 и 8.4. Второй из них гласит, что при осуществлении данного манёвра впереди едущий автомобиль должен предоставить преимущество в движении транспорту, двигающемуся с ним в одном направлении без изменения траектории движения. Этот пункт помогает установить приоритеты ТС при перестроении.

В п. 8.1 ПДД говорится, что если авто начало движение, перестраивается, разворачивается/поворачивает или останавливается, то водитель обязан предупредить об этом других участников движения посредством световых сигналов указателя поворота в соответствии с направлением. При невозможности совершить это (огни сломаны или их нет) автомобилист сообщает о предстоящем манёвре жестом руки. При этом движение должно быть безопасно и не создавать помехи для других ТС.

Если произошло ДТП, не забудьте выставить аварийный знак. Иначе грозит штраф в размере до 1000 руб. согласно статье 12.5 КоАП РФ

Из этих правил следует, что:

перед началом перестроения необходимо включить поворот;при осуществлении манёвра стоит предоставить преимущество машинам, которые едут без изменения направления;если перестроение осуществляют два автомобиля одновременно, то дорогу уступают тому, кто справа (правило правой руки).

Но практика показывает, что при таких авариях часто возникают споры при определении виновника ДТП. Как избежать таких ситуаций, рассказано далее.

Кто виноват в ДТП при перестроении

Виновника аварии будут определять сотрудники ГИБДД непосредственно на месте происшествия (будут учитывать расположение ТС, наличие запрещающего знака со стрелкой, скорость и т. д.). Но стоит знать, что есть совокупность правил, нарушение которых будет квалифицировать вас как виноватого в случившемся. Рассмотрим несколько наиболее частых ситуаций.

Знаете ли вы? Только в Уругвае алкогольное опьянение водителя, совершившего аварию, расценивается как смягчающее обстоятельство.

При необходимости перестроиться в ряд, который слева от водителя, он должен пропустить все ТС, передвигающиеся по нему, и только затем осуществить манёвр. Если произошла авария, то виновником однозначно признают автомобилиста, осуществлявшего перестраивание, так как у движущегося слева авто преимущества согласно п. 8.4 ПДД.

Тот же пункт гласит, что при осуществлении перестроения двумя автомобилями, преимущество у того, кто движется справа, поэтому в ДТП виновником будет тот водитель, чьё авто находится ближе к правому краю разделительной полосы. Это говорит о том, что автомобилист, который двигался слева, нарушил ПДД. И здесь не важно, был ли включён знак поворота или авто находилось спереди другого участника аварии. Накажут того, кто не уступил дорогу, даже если оппонент был в состоянии алкогольного опьянения или передвигался без прав (он получит соответствующее наказание, но не за аварию).

Рекомендуем для прочтения:

Осмотр авто после ДТП, когда он нужен и периодичность осмотра, в какой срок он должен быть проведён

Езда без свидетельства о регистрации транспортного средства в 2019 году: штраф, можно ли

Действия, если попал в ДТП и являешься виновником, как и где найти юриста

Что делать при мелком ДТП

Установка аварийного знака при ДТП: когда это нужно и на какой дистанции

В определении виновника ДТП, произошедшего при обгоне, учитываются несколько факторов. Так, виноватым будет обгоняющий водитель, если на месте, разрешённом для данного манёвра (нет запрещающих знаков со стрелками), он не включил предупреждающие огни, не заметил встречный транспорт, не учёл другие факторы, не позволяющие осуществить обгон. Шофёр обгоняемого автомобиля будет признан виновным при создании помех во время данного действия (резкое изменение траектории движения, внезапное торможение или увеличение скорости и т. д.), но это не просто будет доказать, если нет записи видеорегистратора или свидетелей.

Если при ДТП есть тяжело раненые или погибшие, ответственность будет не административной, а уголовной

Но бывают и ситуации, при которых факторы могут выступать в пользу любого водителя. К ним относятся:

Бывают и другие спорные ситуации, чтобы их избежать, необходимо соблюдать ПДД и желательно иметь видеорегистратор в салоне.

Штраф за нарушение

При аварии к виновнику будут применены санкции согласно Кодексу об административных правонарушениях.

Всё зависит от конкретного случая и пункта, который был не соблюдён:

Так, штрафом до 500 рублей будет наказан водитель, если при осуществлении перестроения он не включил сигнал поворота, что стало причиной аварии (статья 12.14 КоАП России).На такую же сумму оштрафуют за длительный манёвр, т. е. была создана помеха для других участников дорожного движения, что привело к ДТП (1 часть статьи 12.16 КоАП РФ).При совершении перестроения на перекрёстке водитель не уступил дорогу ТС, которое имело преимущество, штраф — до 1000 рублей (2 часть статьи 12.13 КоАП РФ).Машина выехала на перекрёсток и при перестроении создала помеху автомобилям, которые двигались в поперечном направлении, сумма штрафа и статья та же, что и в предыдущем случае, только часть 1.Если в процессе перестроения была превышена скорость, вилка штрафа — 500–5000 рублей (статья 12.9).Кроме того, при несоблюдении правил пересечения разметки будет выписан штраф в размере 500 рублей (1 часть статьи 12.16).Вместе со штрафом виновный или его страховщик обязан возместить пострадавшей стороне ущерб.

Чтобы избежать аварии при перестроении, придерживайтесь ПДД: в своём ряду держитесь правой стороны, не выезжайте на разметку, перед осуществлением манёвра оцените дорожную ситуацию и безопасность действий, перестраивайтесь без рывков и задержек. Соблюдая все эти правила, вероятность стать виновником ДТП существенно снижается.

виды дтп

Даже такой несложный маневр, как переезд автомобиля с одной полосы на другую, может завершиться аварией. Особенно часто это бывает при интенсивном движении.

Как и во всех подобных случаях, виновник определяется по обстоятельствам происшествия.

Правила перестроения

Особенности осуществления маневра записаны в подпунктах раздела 8 ПДД:

  • перед перестроением автомобилист должен удостовериться, что во время действия он не помешает прочим участникам движения, не создаст аварийной ситуации;
  • он обязан заранее дать знать о своем намерении изменить траекторию следования другим водителям, включив поворотник;
  • автомобилист должен пропустить вперед тех, кто уже едет по полосе, на которую он собирается перестроиться;
  • при одновременном перестроении двух машин первой едет та, что справа, а другая уступает.

дтп при перестроении

Правила перестроения из ряда в ряд по ПДД

Правила перестроения из ряда в ряд в соответствии с ПДД заключаются в следующем:

  • желающий сменить линию движения обязан просигналить об этом другим водителям включением поворотника;
  • если лампочка не работает, намерение перестроиться следует показать вытянутой в сторону рукой;
  • уходить на другую полосу можно только после того, как по ней проехали автомобили, движущиеся в попутном направлении без изменения траектории, то есть им следует уступить;
  • если две машины одновременно начали маневр, пропускать нужно ту, что оказалась с правой стороны, она имеет преимущество;
  • выполнять действие разрешается только тогда, когда оно не может помешать другим участникам движения, создать угрожающую ситуацию.

Эти правила зафиксированы в пунктах 8.1 и 8.4 ПДД.

Обоюдное перестроение по ПДД

Обоюдное перестроение регламентируется ПДД пунктом 8.4: преимущество имеет автомобиль, находящийся справа от оппонента. И если речь о машинах, движущихся по разным линиям следования параллельно или одна чуть быстрее другой, понятно, кто кому уступает. Какие могут возникнуть сложности при таком маневре:

  • Иногда его начинают автомобили, едущие друг за другом, это тоже обоюдное действие. Но в данной ситуации пункт 8.4 применить невозможно и четко определить, кто имеет преимущество, тоже нельзя. Водителям следует оценивать общую дорожную обстановку и поступать в соответствии с ней. Тот, кто едет сзади, находится в более выгодном положении, так как видит оппонента и контролирует его перемещения, не напрягаясь.

Водитель машины, следующей впереди, может отслеживать действия второго автомобилиста лишь с помощью автомобильных зеркал, что гораздо труднее. В такой ситуации работает скорее здравый смысл, чем правила. Возможно, водителю едущего сзади авто стоит убавить скорость, чтобы пропустить находящегося впереди и избежать столкновения. Обоим нужно также принимать во внимание и требование второго абзаца п.8.1 ПДД:

При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

  • Маневр может выполняться на многополосной дороге на мосту. Собственно, правила здесь те же: уступать всем, кто не меняет траектории следования, помехе справа, не создавать опасной ситуации, не препятствовать другим ТС. Но если дорога двухполосная, перемещаться на соседнюю линию движения на мосту вообще запрещено. Ограничение регламентировано п.9.4 ПДД:

Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Взаимное перестроение по ПДД

Взаимное перестроение в разделах ПДД отдельно не рассматривается, значит, оно выполняется, как предписывают пункты 8.1 и 8.4. Но здесь тоже могут быть нюансы:

перестроение

  • Необходимость смещения двух машин в одну полосу. Если авто A стремится с крайне левой через центр на правую, и в это время маневр осуществляет машина B с правой на среднюю, водитель первой должен уступить.

  • Необходимость осуществления маневра через несколько полос. Если автомобилю нужно переместиться с одной крайней на другую через центр, следует контролировать все участки. Потому что требование уступать едущим прямо по неизменной траектории и приближающимся справа не отменяется. Важная деталь действия: поворотник должен быть включен до тех пор, пока машина не окажется на нужном месте.

Сложность может представлять также рассматриваемый маневр перед перекрестком. Он здесь разрешен, ведь речь не об обгоне, а всего лишь перемещении на соседнюю полосу. Правила работают те же: уступать следующим по ряду строго прямо и автомобилям справа. Но водителю нужно быть особенно внимательным и постараться завершить действие до въезда на перекресток. Иначе на пути может оказаться транспорт, едущий по пересекающейся дороге.

Если он приближается справа, его направление главное, ему тоже уступают.

Помеха справа при перестроении по полосам

Помеха справа, как правило дорожного движения, при перестроении по полосам работает, только если автомобили перестраиваются одновременно. Когда один из них едет по своей полосе и не меняет ее, а второй перемещается на соседнюю, первый имеет преимущество в любом случае. Проще это понять на примерах:

  • S следует по левой полосе и собирается сместиться на среднюю. L в тот же момент с правой стремится на центральную. S должен уступить, так как он меняет полосу, и L является для него той самой помехой.
  • F едет по центру, V хочет перебраться туда же с правой стороны. Но F не должен уступать. В данном случае приоритет у него, ведь он не меняет траектории следования. И здесь правило помехи справа не работает.

перестроение

Преимущество при перестроении из ряда в ряд

Преимущество перед оппонентом при перестроении из ряда в ряд имеется:

  • у автомобиля, едущего без изменения полосы в том же направлении;
  • у машины, приближающейся справа, при одновременном или взаимном перемещении ТС на соседний ряд.

Кто уступает при обоюдном перестроении

Кто уступает дорогу при обоюдном перестроении, зависит от изначального расположения ТС:

  • если они съезжаются на одну линию движения с разных, пропускает оппонента тот, у которого есть помеха справа;
  • если они едут по одной полосе друг за другом, пропускает другого тот автомобиль, которому это проще сделать без экстренного торможения и создания угрожающей ситуации иным образом.

перестроение

Кто виноват в ДТП при перестроении

Авария при маневре может возникнуть в разных ситуациях. Виновного выявляют по совокупности нарушений правил.

В правый ряд

Уехать с левой полосы движения на правую бывает необходимо для того, чтобы покинуть круговой перекресток или по иным причинам. Но не все водители выполняют маневр верно. В результате спешащие автомобили сталкиваются.

Чтобы определить виновника, следует выяснить, кто находился ближе к правому краю полосы. У него есть преимущество, записанное в подпункте 8.4 ПДД:

При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

Это значит, что ехавший левее водитель нарушил правило. И не имеет значения, что он подал сигнал о перестроении или находился чуть впереди оппонента. При установлении ответственного за ДТП не поможет и то, что водитель правой машины оказался нетрезв или не имел при себе документов. Его накажут за эти нарушения. Но виновным признают того, кто не уступил ему путь.

дтп

ДТП при перестроении в правый ряд

В левый ряд

Спорные ситуации

Сложнее определить виновника ДТП, если дорога многополосная, или присутствуют факторы, которые можно трактовать в пользу любого участника. Так бывает, например, если:

  • Сталкиваются машины, ехавшие по одной полосе и решившие одновременно перестроиться на другую. Здесь признание водителя виновным зависит от скорости каждого авто, дистанции между ними, времени включения поворотника.
  • Рядов машин на дороге больше, чем размеченных полос. Например, первых 5, а путей всего 3. Естественно, что некоторые автомобили будут постоянно находиться в состоянии перестроения, то есть на разделительной линии. И если произойдет столкновение, для выявления виновника сотрудникам ГИБДД придется провести большую работу. Нужно выяснить, кто по какой полосе двигался, кого считать перестраивающимся и т.д. Помочь способны очевидцы и записи видеорегистратора.

дтп

Если все так и было, виновен водитель правого ТС. Но это тоже нужно доказывать.

При обгоне

Спешащему водителю может казаться, что едущий по соседней или по его полосе автомобиль движется слишком медленно. Он может захотеть обогнать неторопливое ТС, перестроившись затем в его ряд. В такой ситуации ДТП тоже не исключается. Виновен в нем даже при совершении маневра в разрешенном месте:

  • водитель обгоняющего ТС, если не включил поворотник или не учел, что навстречу едет другая машина, есть иные причины не выполнять действие;
  • автомобилист обгоняемой машины, если намеренно мешает оппоненту совершить маневр (меняет траекторию движения, прибавляет скорость и т.д.).

Сложности в определении виновника аварии вероятны и при таких условиях. Для его точного установления проводят экспертизу и опрашивают очевидцев.

Об аварии при перестроении смотрите в этом видео:

Штраф или другое наказание за ДТП?

При совершении аварии одним лишь штрафом автомобилист не отделается. И разделы КоАП, по которым будут наказывать нарушителя, разные:

  • если при перестроении он превысил скорость, то заплатит по статье 12.9 от 500 р. до 5000 р. или лишится ВУ на срок от 4 месяцев до года, в зависимости от того, насколько больше разрешенного был показатель;
  • тот, кто в ходе выполнения маневра долго ехал по разметке, отдаст 500 р. по статье 12.16;
  • если не включил поворотник перед перестроением, будет наказан по части 1 статьи 12.14:

Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

  • к помешавшему проехать тому, кто имел приоритет, применят часть 3 статьи 12.14:

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Ремонтировать разбитую машину потерпевшего будет страховая фирма виновника. Но если этих денег не хватит, скорее всего последнего ждет иск о возмещении урона. Возможно, что платить ему придется и за моральный ущерб, если ДТП было с пострадавшими или погибшими. К счастью, в подобных авариях последнее случается очень редко.

Штраф за перестроение на перекрестке

Штрафа собственно за перестроение на перекрестке не полагается, так как маневр этот на данном участке не запрещен. Наказать водителя могут:

Авто выехало на пересечение, несмотря на затор, и помешало транспорту, едущему в поперечном направлении

В результате смены ряда машина не уступила оппоненту, у которого есть приоритет в следовании через перекресток

Штраф за нарушение разметки при перестроении

Штраф за нарушение требований разметки, допущенное при перестроении, налагается по ч.1 ст.12.16 КоАП:

Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Нельзя пересекать линии 1.1, 1.3. Обе они являются сплошными и предназначены для разграничения траекторий следования транспорта, используются там, где их переезд может создать опасную ситуацию. Запрещено пересекать и 1.11, если ее пунктирная составляющая расположена слева.

Рекомендации специалистов

ДТП при перестроении обычно не бывают с тяжелыми последствиями, но их лучше избегать. Или двигаться так, чтобы в случае аварии не стать виновником. Это возможно, если:

  • ридерживаться правого края своего ряда (так больше свободы для маневра и меньше риска);
  • не наезжать на разметку без намерения перестроиться;
  • анализировать дорожную ситуацию с учетом поведения других автомобилистов;
  • перед перестроением убедиться с помощью зеркал машины, что оно безопасно (нужно видеть две соседние полосы и то, что происходит сзади);
  • не делать рывков при выполнении маневра, ехать плавно.

Рекомендуем прочитать о ДТП на круговом. Вы узнаете о том, что считается круговым участком, причинах аварий на кольце, правилах проезда на круговом.

А здесь подробнее о ДТП на главной.

Полезное видео

О том, как правильно перестраиваться, смотрите в этом видео:

Ситуации разные встречались, бывает едешь в своей полосе и видишь как некоторые перестраиваются вообще в наглую лезут, такое ощущение что машина не их, или же наоборот хочешь перестроиться потихоньку выползаешь (речь о пробках где все плотником) вроде место есть уже "нос высунул" а тот дебил сзади (в той полосе в какую перестраиваешься) по газам .
Я что-т не могу понять если будет дтп к примеру машина А въедет в машину Б например в заднее крыло или заднюю дверь когда машина Б пыталась перестроиться кто будет виноват?
Б т.к. полез не убедившись что его пропускают, или А потому что дистанцию не соблюдал и обзора у него было больше чем у Б, он не мог не видеть машину Б?

P.S.
Я больше склоняюсь к первому варианту.

Просто все. Резко дергаешься в сторону перестроения, но оставаясь в своей полосе и следишь за задним, если он со страху по тормозам, перестраиваешься, если прет, пропускаешь его. Два дурака в одной точке - это уже перебор!

(0) много слов. Гаишники приедут и скажут кто виноват или группа разбора.

Лично я перестраиваюсь очень трепетно, что бы не дай бог не пришлось другим участникам дорожного движения сбрасывать газ или чего хуже - давить на тормоз.
А если какое хамло заставляет меня притормозить, то режу и как правило обмениваюсь любезностями, но бывали случаи что какого то недогененерала остановил, там любезности заменили ствол и удостоверение. Одному дверь открыл и ногой утромбовал. Всё зависит от степени хамства.

Давайте будем вежливыми на дорогах. приятно же пропустить человека и увидеть аварийку в ответ. Или фура тебе подсказывает обгон, ты ей спасибо, она подмигнет дальним.

(9) так если пробка, там не будет такого "что бы не дай бог не пришлось другим участникам дорожного движения сбрасывать газ или чего хуже - давить на тормоз"
там или в наглую лесть, или ждать сознательного кто пропустит.

Торопишься (жена рожает, утечка газа в квартире). Включи аварийку и по обочине подмигивая дальним. Надеюсь не придется:)

(9) Из какого города будешь? Точнее в каком городе ездишь?)

(0) Если в бок приедишь, то будет виноват тот кто перестроился. А если он перестроится и ты ему в зад влетишь, то виноват будешь ты.
ps: надо учиться анализировать других участников движения(водитель должен следить не только за собой, но и за всеми кто на дороге), если видешь что он как то криво едет, или постоянно перестраивается, ну или ещё что, то лучше дистанцию держать подальше. И всегда пропускать, если есть возможность и ситуация позволяет.

перестраиваться надо быстро, сразу полкорпуса или весь по-быстрому въезжай.
если перед тобой лезут - нерешительных или тех, кто только нос пихает бей бампером сразу, пусть учатся

(0) вообще то в ПДД все ясно описано, кто кого должен пропускать при перестроениях. Правило "помеха справа" рулит и педалит.

(21) Не вполне прав. Если ты перестраиваешься влево, а человек едет по своей полосе, то ты будешь виноват.
Правило помехи справа работает только в случае одновременного перестроения
+ если он успел войти в полосу, а ты ему попадешь в бампер, то придется доказывать, что он перестраивался

(0)
"вроде место есть уже "нос высунул" а тот дебил сзади "

гаи приедет и покажет дебила, думаю в этой ситуации им окажет не тот кто вы думаете.

а с такими вопросами как у вас, кто ездит и не знает правил перестроения вообще нельзя за руль пускать.

(23) Гаи приедет через 3-4 часа, если поторопится. Правила знать - это не для реальных пасанов. Прав тот кто наглее и у кого машина круче!

(21) помеха с права тут не катит, если я еду в своей полосе и не меняю траекторию движения то у меня преимущество над тем кто меняет свою траекторию

(22) (27) да, естественно я имел в виду одновременное перестроение )

Если ты не меняешь полосу движения - все кто едет попутно обязаны тебя пропускать.

(29) буквально вчера наблюдал ситуацию перестроения по ремонтной ( временной) разметке - нужно изменить траекторию, а тебя не пускают, так как сужение дороги.
Всегда работает правило - пропусти дурака.

(0) Если въедешь "перестроителю" в задницу, виноват ты. Ибо у него было достаточно места для перестроения. А то, что ты не успел "съэрогировать" - твоя вина.
Если въедешь в бочину, то виноват он.

Это не всегда справедливо. Но, при прочих равных (уровень блата, размер взятки) менты руководствуются такими правилами.

(31) с другом аналогично было. Сначала думал что успевает пропустить, но оттормозиться не успел: снес всю жпу. До сих пор платит по суду. Сказал следующий раз никакой средней педали сносить бочину будет.

(30) Чтоб пропускали надо борзо быстро и уверенно перестроение делать. Иначе чтоб тебя пропустить нужно весь поток остановить.

(34) Что он покажет, этот регистратор? что перед мордой кто-то быстро выскочил и ты ему в задницу прилетел? Это не доказывает, что виноват он.

В практически любом ДТП виноваты оба участника, видишь чувак хочет перестроиться или пропусти его или явно покажи что пропускать не собираешься. Хочешь перестроиться подумай об этом заранее, увеличь дистанцию перед впереди идущим авто, выбери расстояние между двумя равномерно идущими машинами справа, и перестраивайся с небольшим ускорением - когда уверен что сможешь нормлаьно завершить маневр не вынуждая никого оттормаживаться.

(36) Доказывает. Читаем пункт ПДД:
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения

Читаем что такое уступить дорогу:
"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Зависит от того, в какую машину перестроишься. Есть машины, которые даже при езде по встречке и дтп не виновными оказваются.

(38) Это уже на усмотрение судьи.
Хотя, да. В данном случае с регистратором быть правым шансов большее

(42) Сделать из невиноватового виноватого всегда чего то стоит, зачем лишние движения когда все равно страховка все покроет.

(45) >> зачем лишние движения когда все равно страховка все покроет

Он что быдло, чтобы себя виноватым признать?

Больше всего проблем будет когда в тебя въедет хач мобиль, вот это реально опа, если сразу не уедет, то там по любому окажеться что страховки нет, водила сам непонятно откуда и водила ли вообще и взять с него вообще нечего.

(47) да. Думаешь, летуны по встречкам не такие? Именно боязнь оказаться быдлом заставляет их пересечь двойную сплошную

Об авторе

Одна из распространенных причин столкновений транспортных средств – несоблюдение правил при выполнении перестроения из одной полосы в другую. Очень часто такого рода ДТП случаются тогда, когда на дорогах час пик и чрезмерно интенсивное движение. Чтобы определить виновника такого столкновения, потребуется учитывать целый ряд всевозможных факторов. Рассмотрим подробнее возможные варианты ДТП такого плана, причины, и меры по их предотвращению.

Правила дорожного движения при перестроении

Чтобы разобраться, кто является виновным в ДТП при перестроении, нужно обратиться к правилам. Все требования относительно выполнения такого маневра собраны в пункте 8.

  • Перед тем, как начать маневр каждый водитель должен убедиться в том, что его действия не спровоцируют аварийную обстановку и не создадут опасности другим участникам дорожного движения.
  • Перед началом перестроения водитель обязан подать световой сигнал поворота. Он обязательно должен подаваться заблаговременно.

Внимание! Если по каким-то причинам в автомобиле не работает сигнал светофора, то сигнал о повороте должен подаваться посредством поднятой вверх руки.

  • Тот, кто совершает маневр, должен уступить дорогу всем тем, кто движется по полосе, на которую будет производиться перестроение.
  • Если на одну и ту же полосу собираются перестраиваться сразу два автомобиля, то сначала проезжает тот, который движется справа, потом второй.

ДТП при перестроении

Перестроение автомобиля в правый ряд

ДТП при перестроении автомобиля в правый ряд

Перестраиваясь в правый ряд, автолюбители не всегда убеждаются в том, что полоса для перестроения свободна. Водители транспортных средств, которые движутся по этой полосе, не успевают среагировать, происходит столкновение. В такой ситуации независимо от всех иных обстоятельств виновником будет автолюбитель, который выполнял маневр.

Одновременное перестроение в одну полосу

Одновременное перестроение в одну полосу

Аварии при перестроении такого плана являются самыми частыми. Оба автомобиля одновременно начинают перестраиваться в одну полосу, и происходит столкновение. В данном случае согласно правилам, первый перестраивается тот, кто находится справа. Для второго транспортного средства он будет являться помехой справа, а значит, будет иметь преимущество. За ним в эту же полосу перестраивается второй автомобиль.

Перестроение направо под небольшим углом

Это вид перестроения, когда один из водителей, выполняя маневр, движется практически по разделительной полосе, затем плавно перестраивается в соседнюю полосу. В данном случае может создаваться впечатление, что автомобиль просто движется посередине полосы. Если в результате такого столкновения происходит авария, виновником будет тот, кто перестроился из соседней полосы.

На заметку! Если ДТП при таких условиях происходит на трассе, где отсутствует разметка, виновник может быть признан другой водитель, а не тот, кто выполнял маневр.

Автомобиль полностью перестроился до столкновения

Если столкновение происходит не в результате перестроения, а уже после того, как оно произошло, виновником может стать и автомобиль, который двигался по полосе перестроения. При определении виновника всегда учитывается целый ряд факторов. В том случае, если автолюбитель, выполняющий маневр, перестроился, и резко сбавил скорость, виновником будет именно.
Чтобы суметь доказать свою невиновность, лучше всего, если в автомобиле будет установлен видеорегистратор, который станет лучшим доказательством в любой ситуации.

Одновременное перестроение под небольшим углом

Одновременным является перестроение, при котором оба автомобиля движутся над разделительными полосами. Если такой маневр приводит к столкновению, виновником будет водитель транспортного средства, движущегося слева направо.

Перестроение влево

Если транспортное средство перестраивается в левую полосу, и при этом происходит столкновение, виновником будет водитель именно этого автомобиля. По правилам он должен пропустить все автомобили, которые движутся по той полосе, куда осуществляется перестроение.

Если проанализировать статистику всех ДТП, связанных с перестроением из одной полосы в другую, можно смело сказать, что в большинстве случаев виновником оказывается тот, кто не успел полностью перестроиться в нужную полосу.

Движение в 4 ряда по 3 м полосам

Такая ситуация часто возникает в крупных мегаполисах, где большинство проезжих частей имеет большое количество полос для движения. Например, в Москве или Санкт-Петербурге крупные магистрали и центральные дороги имеют по три – четыре ряда, каждый из которых имеет несколько полос.
Выполняя перестроение на таких дорогах с оживленным движением, потребуется неукоснительно выполнять все требования правил дорожного движения. Водитель должен быть предельно внимательным и осторожным.

Движение между рядами

Это ситуация, в которой численность рядов на проезжей части не соответствует численности полос. Бывают ситуации, когда по одной полосе пытаются двигаться сразу два автомобиля, и один из них вынужден перестраиваться. В данном случае, выполняя вынужденный маневр, он провоцирует ДТП, и становится его виновником.

Выезд на встречную в плотном потоке

С перестраивающимся автобусом или троллейбусом

В соответствие с правилами дорожного движения автобус, троллейбус, и трамвай всегда имеют преимущество на дороге. Поэтому, выполняя перестроение и маневры любого плана, им дорога уступается другими участниками дорожного движения. Часто другие водители думают, что они успеют перестроиться, или проскочить, но на практике такая спешка становится причиной столкновения.

Штраф или другое наказание за ДТП при перестроении

Штраф или другое наказание за ДТП при перестроении

Если при перестроении произошло ДТП, то его виновник в большинстве случаев не отделается только наложением штрафа. Степень и мера наказания зависит о многих обстоятельств, например, степени повреждения пострадавшего транспортного средства, наличия или отсутствия пострадавших, смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Возможные наказания:

  • Если перестроение выполнялось с превышением допустимой скорости, то штраф составит от 500 до 5000 рублей. Если превышение скорости было слишком существенным, возможно лишение водительского удостоверения на срок от 4 до 12 месяцев.
  • Если при выполнении маневра водитель перемещался по разметке, то он заплатит 500 рублей штрафа.
  • Если автолюбитель проигнорировал требование своевременно включить световой сигнал поворота, он заплатит штраф в размере 500 рублей.
  • Если при перестроении в другую полосу автолюбитель не пропустил движущихся по данной полосе других участников движения, он получит штраф в размере 500 рублей или предупреждение.

Если в результате неудачного перестроения произошло столкновение, и пострадал автомобиль другого участника движения, расходы на ремонт и восстановление будет возмещать страховая компания. Если выделенных на ремонт средств не хватит, виновник возмещает разницу за свой счет.

Штраф за перестроение на перекрестке

Штраф за перестроение на перекрестке

Если автомобиль просто перестроился на перекрестке, это не причина для наказания. В соответствие с правилами выполнение такого маневра на перекрестке не запрещено. Однако есть ряд нюансов, когда водитель все же может быть наказан:

  • при выезде на перекресток в период образования затора и создание препятствий для движения других транспортных средств – штраф в размере 1000 рублей;
  • автомобиль не уступил дорогу другому автомобилю, у которого имелось преимущество – наказывается штрафом в размере 1000 рублей;
  • не показал сигнал поворота – штраф в размере 500 рублей.

Как не оказаться виновником ДТП при перестроении

Чтобы не стать виновником ДТП, перестраиваясь в другую полосу, потребуется придерживаться следующих правил:

  • своевременно включать сигнал поворота;
  • при движении стараться придерживаться правой полосы;
  • без надобности не совершать наезд на разметку;
  • быть внимательным и объективно оценивать ситуацию на дороге;
  • не создавать препятствий и опасности для движения других участников дорожного движения;
  • уступать дорогу тем, кто по правилам имеет преимущество.


Правила дорожного движения всегда четко регламентируют любые виды аварий на дорогах. Однако не все столкновения можно однозначно классифицировать. Например, если причина ДТП – машина въехала в зад находящемуся впереди авто. Вариантов развития данной ситуации может быть множество.

Что говорит закон?

С одной стороны, пунктом 9.10 Правил дорожного движения четко установлено, что любой движущийся автомобиль обязан соблюдать дистанцию на дороге. При этом какую именно дистанцию — в них не уточняется, но сказано, что она должна быть безопасной для впереди идущего транспортного средства.

В дополнение к этому, пунктом 10.1 все тех же Правил, определяется и скорость движения. Она должна быть безопасной и достаточной для контроля над ситуацией и плавного снижения скорости, вплоть до полной остановки.


В ПДД четко установлены правила соблюдения дистанции

Получается, что эти два пункта однозначно устанавливают вину за автомобилями, движущимися сзади (в случае удара о заднюю часть машины). Однако, по факту так бывает далеко не всегда, и у водителей есть некоторые лазейки, чтобы доказать свою правоту. Как определить, кто виноват в дтп?

Столкновение при перестроении

Фактически, виноват водитель, который совершил необдуманное перестроение. Его задачей было оповестить других водителей о намерении перестроиться на соседнюю полосу, заблаговременно включив поворотник, а также начать перестроение, убедившись, что не создается помех. Однако на деле все оказывается совсем не так.

Для инспекторов, которые прибудут на место совершения ДТП, основным фактом, по умолчанию, будет несоблюдение дистанции. Сотрудники не видели самого момента перестроения, а значит, водитель, наехавший сзади, должен будет доказать обратное.


Нужно быть внимательным не только к собственному маневру, но и к движению остальных машин

Сделать это можно только при предъявлении записей видеорегистратора или показаний свидетелей, которые были на месте ДТП. Если факт необдуманного перестроения будет доказан, то водитель, въехавший в зад, останется невиновным.

Намеренное торможение впереди идущего авто

Вереница из авто

Бывает и другая ситуация. На полосе едут несколько машин, соблюдающих рекомендации по расстоянию между ТС. При этом впереди идущий автомобиль резко съезжает на второстепенную дорогу, сворачивает с перекрестка или просто резко тормозит перед пешеходным переходом.

В результате этого, сзади идущее авто, ожидая, что спереди машина будет двигаться прямо, не успевает затормозить и въезжает ему в зад. В свою очередь, еще один автомобиль также не успевает среагировать и наезжает на среднее авто.


В таких авариях виновником признается последняя либо первая машина

В данном случае водитель, ехавший в середине, будет считаться невиновным. А вина ляжет, скорее всего, на третью машину, если не будет установлено, что первый водитель применил необдуманное экстренное торможение.

Как не попасть в подобные ситуации?

  • Помните, что по правилам по умолчанию виноват тот, кто движется сзади. А потому старайтесь держать дистанцию, равную длине еще одного авто.
  • Соблюдайте скорость, достаточную для незапланированного торможения при минимальном сокращении дистанции. Это поможет экстренно остановить машину, не наехав на впереди идущий автомобиль.
  • Всегда заблаговременно подавайте сигналы о перестроении, повороте или съезде. Начинайте снижать скорость только после включения поворотника. Убедитесь, что у вас достаточно места для совершения маневра.
  • Если есть необходимость затормозить, сначала кратковременно и слегка нажмите на педаль тормоза, и лишь затем примените экстренное торможение.

Кратковременным нажатием вы подадите сигнал сзади идущему транспортному средству о том, что собираете тормозить или остановить машину.

  • Будьте готовы к любым ситуациям. Сегодня видеорегистратор – это не роскошь, а ваша возможность избежать многих проблем и несправедливых нападок.

К сожалению, ДТП с ударом в зад является одним из самых частых на дорогах. Доказать свою невиновность непросто. Придерживаясь перечисленных рекомендаций, вы сведете риск возникновения подобной аварии к минимуму.

Читайте также: