Дтп это чс или нет

Обновлено: 18.04.2024

В Республике Беларусь и многих других странах техногенные ЧС в порядке убывания по количеству распределяются так: -дорожно-транспортные происшествия(ДТП), -аварии на промышленных объектах, аварии в зданиях жилого и социально-бытового назначения, химические аварии и т.д.

Авария– это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, к нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами. Ежегодно в мире происходит более 500 млн техногенных происшествий. В результате миллионы людей погибают или становятся инвалидами.

ЧС вызванные транспортными происшествиями

Транспорт является связующим звеном современного народного хозяй­ства. Транспортными средствами перевозится и все то, что может гореть, взры­ваться и загрязнять природную среду. Происшествия на транспорте происхо­дят в форме аварий и катастроф.

Транспортная авария - это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей или причинившая пострадавшим тяжелые телесные повреждения, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами. Ежегодно в мире происходит более 500 млн техногенных происшествий. В результате миллионы людей погибают или становятся инвалидами.

•Транспортная катастрофа - это крупная авария со значительными че­ловеческими жертвами. Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и (или) по поражающим факторам опасных грузов.

Известно, что более 50% аварий и катастроф в народном хозяйстве прихо­дится на транспорт. Степень риска гибели при передвижении на различных ви­дах транспорта разная. Наиболее безопасный вид транспорта для пассажиров - городской автобус, а наиболее опасный - легковой автомобиль и мотоцикл.

Дорожно-транспортные происшествия

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это происшествие с учетом хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровья физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица.

ДТП подразделяют на группы в зависимости: от тяжести последствий; характера (вида) ДТП; места происшествия и других признаков. Ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погиба­ет более 300000 человек, а общее число лиц, получивших травмы, превышает 15 миллионов человек.

В Республике Беларусь ежегодно происходит от 7000 до 8000 ДТП, при этом ежегодно погибают 1,5-2 тыс. человек, травмы и ранения получают несколько тысяч человек, многие становятся инвалидами. Только в 2010году на дорогах Беларуси погибло – 1185 человек.

В Могилевской области только за период с 2000 по 2007 год произошло 7203 ДТП, в которых погибло 1263 человека (т.е. ежегодно 154 – 180 человек). Наибольшее число ДТП происходит в июле - октябре. Наиболее распространенными видами ДТП являются: наезды на пешеходов, столкновение транспортных средств и их опрокидывание.

Причины ДТП делятся на 5 основных блоков – водители (до 25 причин), пешеходы ( до 10 причин), транспортные средства ( до 20 причин), дорожные условия (около 20 причин) и прочие. Статистика аварийности в 2009 году

Основные причины ДТП:

- управление транспортными средствами в состоянии опьянения – 18,9% от количества ДТП, произошедших по вине водителей;

- превышение скорости движения – 15,9%;

- нарушение правил маневрирования – 15,9%;

- нарушение правил проезда пешеходных переходов – 13,9%;

- нарушение правил проезда перекрестков – 12%;

- выезд на полосу встречного движения – 8,3%.

- переход через проезжую часть в неустановленном месте – 48,9% от количества ДТП, произошедших по вине пешеходов;

- нахождение на проезжей части дороги – 19,4%;

- неожиданный выход из-за препятствия, ограничивающего обзорность – 12,2%;

- неподчинение сигналам регулирования дорожного движения – 6,5%.

Сопутствующей причиной 24,5% ДТП с участием пешеходов стало нетрезвое состояние пешехода.

Анализ обстоятельств и причин гибели людей в дорожно-транспортных происшествиях в 2009 году:

· Вина участников дорожного движения: - по вине водителей всех видов транспортных средств погибли 118 человек (74,2% от общего количества погибших в ДТП).

В 2009 году сотрудниками Госавтоинспекции области пресечено более 234 тысяч нарушений Правил дорожного движения.

Каждому, кто садится за руль или салон автомобиля следует помнить, что риск стать участником ДТП есть всегда.

Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте

Общая протяженность железнодорожных путей в Республике Беларусь составляет более 5,6 тыс. км. Система железных дорог содержит 17 желез­нодорожных узлов, которые также представляют определенную опасность. Средняя грузонагруженность железных дорог в нашей стране самая высо­кая в СНГ. Она в 5 раз выше, чем в США и в 8 - 15 раз выше по сравнению с другими развитыми странами. Опасные происшествия на железнодорож­ном транспорте происходят в виде крушения поездов, железнодорожных аварий и катастроф.

• Крушение поезда - это столкновение пассажирского или грузового по­езда с другим поездом или подвижным составом, сход поезда с железнодорожного пути, результат которых - гибель и (или) ранение людей, разрушение локомотива или(и) вагонов.

Железнодорожная авария - авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или несколь­ких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений.

Железнодорожная катастрофа - железнодорожная авария, как пра­вило, с человеческими жертвами.

Основными причинами аварий и крушений поездов на железнодо­рожном транспорте являются: неисправность пути, подвижного состава и технических средств управления; ошибки работников, отвечающих за безо­пасность движения поездов; нарушение правил переезда железнодорожных путей автомобильным транспортом и др. Более 40% железнодорожных аварий происходят по вине путейских рабочих.

Среди катастроф, крушений поездов и аварий различают: сход под­вижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на пере­ездах, пожары и взрывы на подвижном составе, столкновение поездов между собой. В зависимости от численности пострадавших различают 5 Категорий же­лезнодорожных аварий и катастроф: первая категория - пострадали 1 - 5 человек; вторая категория - пострадали 6-11 человек; третья категория - пострадали 16 - 30 человек; четвертая категория - пострадали 31 - 50 чело­век; пятая категория - пострадали более 50 человек.

Аварии и катастрофы на воздушном транспорте

В РБ имеется 7 аэропортов со статусом международных. В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имею­щего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Они могут произойти как в воздухе, так и на земле. Авиапроисшествия де­лят на катастрофы, аварии и поломки.

Авиакатастрофа - опасное происшествие на воздушном судне, в по­ лете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей. Основные причины, которые приводят к авиапроисшествиям, можно объединить в следующие группы: ошибки человека - 50-60%, отказ техники - 15 - 30%, воздействие внешней среды- 10-20% прочие - 5 - 10%. Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полета они распределяются: взлет -30%, крей­серский полет - 18%, заход на посадку - 16%, посадка - 36%. Возможны следующие типы аварийных ситуаций в полете: декомпрес­сия (разреженный воздух в салоне) при разгерметизации самолета, пожар в самолете, удар при падении или посадке самолета.

Аварии и катастрофы на водном транспорте

РБ располагает речным транспортом. Общая протяженность речных судоходных путей по территории Беларуси составляет 2,6 тыс. км. Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте:

кораблекрушение - гибель судна или его полное разрушение;

авария - повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 часов);

аварийное происшествие.

Одной из основных причин аварий на речном транспорте является человек. К наиболее тяжелым последствиям при авариях и катастрофах мож­но отнести пожары, взрывы, разлив нефтепродуктов и ядовитых веществ.

Аварии на трубопроводном транспорте

Общая протяженность магистральных нефтепроводов и продуктопроводов на территории Республики Беларусь составляет почти 6 тыс. км., газо­проводов - 5 тыс.км. Наиболее крупными из них являются нефтепровод "Друж­ба" и Самотлор - Новополоцк, газопровод Торжок - Минск - Ивацевичи.

Авария на трубопроводе - это авария на трассе трубопровода, связан­ная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС. В зависимости от вида транспортируемого продукта аварии на магистральных трубопроводах могут представлять ту или иную опасность - от возможной гибели людей до нанесения вреда экономике и экологические бедствия.

6.3 ЧС вызванные пожарами и взрывами на объектах (+Видео-Пожар)

Пожары и взрывы происходят на пожаровзрывоопасных объектах и в жилых массивах.

Пожаровзрывоопасный объект (ПВОО) - это объект, на котором про-­ изводят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной ЧС.

Взрыв - быстропротекающий процесс физических и химических пре­ вращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружаю­щем пространстве образуется и распространяется ударная волна, способ­ная привести или приводящая к возникновению техногенной ЧС.

Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей и опасность для природной среды.

Источниками пожара или взрыва обычно являются: короткое замыкание электропроводки, взрывы и возгорания некоторых веществ и материалов, горящие или на­каленные предметы, электрические разряды, тепловые проявления химичес­ких реакций и механических воздействий, искры от удара и трения, ударная волна, солнечная радиация, электромагнитные и другие излучения. Поражающими факторами пожара являются: открытый огонь и ис­кры; повышенная температура воздуха и окружающих предметов; токсич­ные продукты горения; пониженная концентрация кислорода; разрушение или повреждение зданий, сооружений, установок; возможность взрыва.

Поражающими факторами взрыва являются: ударная волна; пламя и пожар; разрушение оборудования, конструкций зданий, коммуникаций; образование при взрыве и (или) утечка из поврежденных аппаратов вред­ных веществ, содержание их в воздухе в количествах, превышающих пре­дельно допустимые; осколочное поле.

При пожаре и взрыве человек может получить ожоги различной степени, травмы, отравление продуктами горения, поражение электрическим током.

Характеристика аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах

Аварии на ПВОО, связанные с сильными взрывами и пожарами, могут привести к тяжелым социальным и экономическим последствиям. Вызываются они в основном взрывами емкостей и трубопроводов с легковоспламеняющимися и взрывоопасными жидкостями и газами, взрывами и возгоранием некоторых веществ и материалов.

Очень опасны пожары в административных зданиях. Как правило, внутренние стены облицованы панелями из горючего материала. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетворительная огнестойкость древесины и других строительных материалов, особенно пластиков.

Чрезвычайно опасен в пожарном отношении применяемый при изготовлении мебели поролон, который при горении выделяет ядовитый дым, содержащий цианистые соединения. Кроме того, в условиях производства становятся опасными вещества, считающиеся слабогорючими. Так, взрывается и горит древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая и сахарная пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки, джута. Самовозгораются такие обычные химические вещества и соединения как: скипидар, камфара, барий, пирамидон и многие другие.

Аварии на объектах нефтегазодобывающей промышленности всегда приносят большие бедствия. Так, вырвавшийся нефтяной или газовый фонтан при воспламенении перебрасывает огонь на резервуары с нефтью, на компрессорные установки и нефтепроводы, мастерские, гаражи, жилые дома и лесные массивы. Нередки пожары от возгорания горючего при перевозках. Во время пожаров на железнодорожном транспорте, как правило, обрываются провода, из-за чего парализуется все движение.

Характеристика основных пожаро– и взрывоопасных веществ и факторов

Основными параметрами, характеризирующими пожаро- и взрывоопасность среды, являются:

- область воспламенения (температурные и концентрационные пределы воспламенения и взрываемости);

- нормальная скорость распространения пламени;

- минимальное взрывоопасное содержание кислорода (окислителя);

- способность к взрыву и детонации;

- чувствительность к механическому воздействию (удару и трению);

- способность образовывать с другими веществами пожаро- и взрывоопасные смеси.

Взрывоопасные смеси газов и паров подразделяют на две категории (I и II) по способности (неспособности) передачи взрыва из замкнутого объема в окружающую среду и на шесть групп (Т1. Т6) по температуре самовоспламенения.

Взрывоопасной средой являются:

- смеси веществ (газов, паров и пыли), способные образовывать с воздухом и другими окислителями (кислород, озон, хлор, окислы азота и др.) воспламеняемые и взрывоопасные смеси;

- вещества, способные к взрывному саморазложению (ацетилен, озон, гидразин, аммиачная селитра и др.).

По степени пожароопасности все вещества подразделяют на:

- негорючие вещества (НГ);

- трудногорючие вещества (ТГ), то есть вещества, способные гореть под воздействием источника зажигания, но не способные к самостоятельному горению после его удаления (например, поливинилхлорид);

- горючие вещества (ГВ), то есть вещества, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания (например, большинство полимеров).

К ним относятся:

- горючие жидкости (ГЖ), то есть жидкости, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки выше 66°С (анилин, этиленгликоль, масла);

- легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), то есть жидкости, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки не выше 66°С (ацетон, бензол, уксусная кислота, этиловый спирт, бензин, дизельное топливо);

- горючие газы (ГГ), то есть газы, способные образовывать с воздухом воспламеняемые и взрывоопасные смеси при температурах не выше 55°С (аммиак, водород, метан, оксид углерода, сероводород, пропан, этан);

- взрывоопасные вещества (ВВ), то есть вещества, способные к взрыву или детонации без участия воздуха (ацетилен, гидразин, оксид этилена, этилен).


В очаге взрыва газовоздушной смеси принято выделять три круговых зоны :

1 - зона детонационной волны в пределах облака взрыва;2 - зона действия продуктов взрыва; 3 - зона воздушной ударной волны.

В Республике Беларусь согласно Нормам пожарной безопасности , НПБ- 5-2005, по взрывопожарной и пожарной опасности: здания подразделяются на категории - А,Б,В,Г и Д, а помещения на категории которые обозначают буквами- А и Б – взрывопожароопасные; В1-4, Г1-2 , и Д. Наружные установки – на категории Ан, Бн , Вн , Гнн .

Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности определяются характеристикой веществ и материалов, находящихся (обращающихся) в помещении.

Категория А (взрывопожароопасная) – Горючие газы(ГГ), легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ) с температурой вспышки не более28С в таком количестве, что при условии, что могут образовывать взрывоопасные парогазовоздушные смеси , при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении ,превышающее 5 кПа. Вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превышающее 5 кПа.

Категория Б (взрывопожароопасная) – Горючие пыли или волокна, ЛВЖс температурой вспышки более 28С, горючие жидкости (ГЖ ) в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасные паровоздушные или пылевоздушные смеси , при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении ,превышающее 5 кПа.

Категория В1-В4 (пожароопасные) – ГЖ и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы ( в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии, что помещения, в которых они имеются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б.

Категория Г1 – Процессы, связанные со сжиганием в качестве топлива ГГ или ЛВЖ.

Категория Г2- Негорючие (несгораемых) вещества и материалы в горячем, раскаленном или расплавленном состоянии, процесс обработки которых сопровождается выделением лучистого тепла, искр и пламени. Процессы, связанные со сжиганием в качестве топлива ГЖ, а также твердых горючих веществ и материалов.

Категория Д - Негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.

Гидродинамические аварии и катастрофы - это прорыв гидродинамиче­ских сооружений: плотин, дамб. На территории РБ построено более 850 ки­лометров дамб и плотин. Большинство этих сооружений расположено в Го­мельской и Брестской областях.

Но мы живем в реальном мире, поэтому все вышеперечисленное – это часть нашей жизни.

Мигалка

Поговорим сегодня о том, что такое аварии, какие их виды различают, и чем они отличаются от катастрофы.

Авария – это …

Следовательно, авария – это нештатное (происходящее не регулярно) событие в форме разрушения, поломки, взрыва, повлекшее наступление каких-либо негативных последствий или создавшее вероятность наступления таковых (потенциальная опасность).

Определение

На самом деле это не одно и то же. ЧС может быть следствием – например, авария на Чернобыльской АЭС стала причиной крупномасштабной ЧС. Либо авария может стать следствием ЧС – например, землетрясение и цунами стали причиной аварии на АЭС в японском городе Фокусима.

Чем выше человечество поднимается по лестнице научно-технического прогресса, тем больше возрастает вероятность аварий.

Это логично, ведь появляется все больше новых технологий, новых механизмов, соответственно – увеличивается процент вероятности их поломок. Это не означает, что новшества непременно будут ломаться, а только то, что растет вероятность, что это произойдет.

Купили вы телевизор. Появилась вероятность того, что с ним может произойти поломка. А если вы прикупили еще 9 бытовых приборов, то вероятность поломки (в сравнении с тем временем, когда вы жили в пустой квартире), возросла в 10 раз!

Поэтому, если ваша прабабушка скажет, что в ее время аварий не было, то это чистая правда. Ведь когда нечему ломаться, так и ломаться ничего не будет.

Немного терминологии:

  1. Если какой-либо технический объект находится на грани разрушения, поломки, уничтожения, то про такой объект говорят, что он аварийный.
  2. Аварийный ремонт – ремонт с целью ликвидировать последствия уже произошедшей аварии, либо с целью ее не допустить.
  3. Аварийная служба – подразделение, главная цель которого – выполнять аварийный ремонт.
  4. Аварийность – вероятность наступления аварии.
  5. Аварийная защита – комплекс средств и методов для ее недопущения.
  6. Аварийный источник электроэнергии – аппаратура, способная некоторое время снабжать какой-либо объект электричеством при отключении его основного источника.

Чем отличается от катастрофы

Эта тема подробно освещена в другой статье нашего блога, поэтому сейчас – тезисно:

  1. авария – это непосредственно происшествие, а катастрофа – это последствия ЧС (в том числе – аварий);
  2. авария имеет ограниченный масштаб (его можно оценить), а масштаб катастрофы можно оценить только по прекращению действия поражающих факторов;
  3. авария происходит на территориально ограниченном пространстве, катастрофа отличается глобальным размахом;
  4. при аварии нет (или мало) человеческих жертв, после катастрофы – много раненых, пострадавших, погибших;
  5. авария – ситуация, непродолжительная по времени, время катастрофы – не ограничено, до завершения действия поражающих факторов.

Техногенные аварии

Техногенная авария — это пришествие на техническом объекте, причинами которой могут быть:

  1. халатность сотрудников;
  2. внешние факторы, в том числе – природные (например, обрыв проводов при сильном ветре);
  3. непредвиденные сбои в работе систем объекта.

К техногенным авариям относятся:

  1. производственные аварии и катастрофы, т.е. те, которые произошли на промышленном производстве. Они могут привести к масштабным материальным потерям и человеческим жертвам;
  2. на магистральных трубопроводах;
  3. на АЭС и на ядерных установках исследовательских центров (радиационные аварии);
  4. гидродинамические аварии (о них — в статье далее);
  5. транспортные (о них – далее);
  6. аварии в энергосистемах, тепловых сетях, системе водоснабжения и очистных сооружениях.

Вышка

Гидродинамические аварии

Гидродинамические – это аварии, произошедшие на гидротехнических сооружениях, вызвавшие неконтролируемое перемещение огромных масс воды.

К гидротехническим сооружениям относятся:

  1. плотины (на реках, водохранилищах, озерах);
  2. шлюзы.

Следовательно, пострадать от гидродинамических аварий могут люди, сооружения и земли, находящиеся ниже по течению от гидротехнических сооружений.

Вода

Аварии на гидротехнических сооружениях могут происходить:

  1. вследствие разрушительных сил природы:
    1. землетрясений,
    2. извержения вулканов,
    3. ливней,
    4. селей, оползней, обвалов,
    5. заторов и зажоров (на реках);

    Последствия гидродинамических аварий:

    1. прекращение функционирования;
    2. травмы и гибель людей;
    3. подтопление земельных территорий. Зоны подтопления классифицируют следующим образом:
      1. первая – до 12 км от гидросооружения, скорость течения – до 30 км/ч,
      2. вторая – до 25 км, скорость – до 20 км/ч,
      3. третья – до 50 км, скорость – до 15 км/ч,
      4. четвертая – до 70 км, скорость – до 10 км/ч.

      Люди, проживающие ниже по течению от гидротехнических сооружений, должны знать, что находятся в потенциальной опасности и иметь представление, как действовать в случае прорыва дамбы (плотины, шлюза). Что делать в случае наводнения, подробно описано в другой статье нашего блога.

      Производственные аварии

      Производственные аварии

      Яркий пример — это события на ЧАЭС в 1986 году

      Транспортные аварии

      Они классифицируются по виду транспорта, на котором случилось происшествие.

        ДТП – дорожно-транспортные происшествия. Это аварии, произошедшие при участии транспортных средств. В ДТП может быть от одного и более участников. ДТП характеризуются по тяжести происшествия: от минимального материального ущерба до массовых жертв. ДТП на дорогах расследует ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения).

      ДТП бывают следующих видов:

      1. наезды на людей и животных,
      2. наезды на неподвижные объекты (заборы, бордюры, остановочные павильоны и т.д.),
      3. столкновения автомобилей друг с другом во время движения,
      4. опрокидывание транспортных средств в результате плохих дорожных условий, лихачества и т.д.

      Перевертыш

      1. сход состава в рельс,
      2. столкновения составов,
      3. столкновения с иным транспортом, находящемся на ж/д путях, и взрывы в ж/д составе.

      В зависимости от наличия и количества пострадавших и жертв, аварии на ж/д транспорте дифференцируют по категориям:

      1. 1 – от 1 до 5 человек,
      2. 2 – от 6 до 11,
      3. 3 – от 12 до 30,
      4. 4 – от 31 до 50,
      5. 5 – свыше 50 человек.

      В этом случае так называется происшествие на воздушном судне, не повлекшее человеческих жертв.

      Основные причины авиа-аварий:

      1. ошибки пилотов – до 55 %,
      2. отказ техники – до 30 %,
      3. внешнее воздействие – до 10 %,
      4. прочие причины – до 5 %.

      А теперь, чтобы немного разрядить атмосферу после чтения такой серьезной темы, выясним: к чему снится авария. Толкования в разных сонниках разные, поэтому выбирайте, что вам больше понравится. Итак, авария снится как предвестник таких событий:

      Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

      Подобные последствия возникают как по причине природных явлений, так и в результате деятельности человека:

      • транспортные и промышленные аварии;
      • экологические катастрофы;
      • диверсионные и иные действия, носящие политический, социальный и военный характер.

      При этом возникающие обстоятельства резко отличаются от принятой в обществе нормы происходящих процессов и явлений, отрицательно воздействуя на безопасность и привычный уклад жизни людей.

      Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

      Катастрофа — событие, приводящее к трагическим обстоятельствам массового характера.

      Общая характеристика ЧС

      Чрезвычайные ситуации, случившиеся в мирное время, как правило, сопровождаются человеческими жертвами, разрушением и уничтожением материальных объектов: оборудования, инженерных коммуникаций, транспортных средств, сооружений, зданий. В условиях ЧС требуется проведение неотложных мероприятий по ликвидации последствий произошедших событий, в том числе спасательных работ.

      Главными причинами большинства чрезвычайных ситуаций, в которых замешана личность человека, являются:

      • нарушения в сфере общественных отношений;
      • плохая отлаженность работы контролирующих систем;
      • отсутствие координации между деятельностью людей и окружающей природой.

      Развитие общей культуры всего человечества, к сожалению, отстает от быстрого развития научно-технического прогресса в нашем веке. Это создает разрыв между вероятным риском, растущим вместе с внедрением новых технологий, и готовностью людей обеспечить собственную безопасность.

      В Российской Федерации произошедшая ситуация объявляется чрезвычайной после оценки ее масштаба уполномоченными лицами (специальными комиссиями по ЧС, МЧС России, Правительством РФ). Они же принимают решение о том, вводить или нет режим чрезвычайной ситуации на определенной территории.

      В ликвидации ЧС, как правило, участвуют следующие структуры субъектов Российской Федерации, на территории которых она возникла:

      • органы исполнительной власти;
      • органы самоуправления;
      • организации, учреждения, предприятия всех организационно-правовых форм.

      Чрезвычайные ситуации, происходящие в мирное время, принято делить на 5 групп:

      1. ЧС, которым сопутствуют выбросы опасных веществ в природную среду: радиоактивное загрязнение различного происхождения; утечка ядовитых и химически опасных веществ; утечка бактериологических опасных веществ в окружающую среду.
      2. ЧС, сопровождаемые взрывами или пожарами, а также связанные с их последствиями.
      3. ЧС на коммуникациях транспортного назначения: крупные аварии на инженерных сетях различного назначения, на трубопроводах, на водных коммуникациях; сход с рельсов или столкновение поездов в метро и на железной дороге; иные транспортные аварии, приведшие к катастрофе.
      4. ЧС, носящие военно-политический характер: массовые волнения, сопровождаемые попыткой захвата государственных учреждений; вооруженные нападения; падение ядерного оружия; ракетно-ядерный удар с неизвестного корабля.
      5. ЧС, возникшие в результате стихийных бедствий: природные пожары, наводнения, цунами, заторы льда, смерчи, бури, ураганы, снежные лавины, селевые потоки, оползни, вулканы, землетрясения.

      Классификация ЧС

      По природе возникновения

      ЧС, в зависимости от источника своего происхождения, делятся на:

      1. Природные ЧС. Вызываются природной стихией (пожары природного происхождения, бури, смерчи, ураганы, сели, оползни, сход лавин, извержения вулканов, наводнения, цунами, землетрясения и т.п.).
      2. Экологические ЧС. Происходят в связи с аномальными изменениями в окружающей природной среде по вине человека (загрязнение биосферы, кислотные дожди, деградация почвы, опустынивание, разрушение озонового слоя и т.д.).
      3. Техногенные ЧС. Возникают на различных технических опасных объектах. Сюда относят аварии, происходящие на системах жизнеобеспечения (подача электро-, теплоснабжения); обрушение зданий (в результате взрывов или аварийного состояния); аварии на производстве, связанные с выбросом в окружающую среду (воздух, воду, почву) опасных для экологии веществ; выбросы радиоактивных загрязняющих веществ; аварии, пожары и взрывы на объектах, представляющих химическую опасность.
      4. Социальные ЧС. К этой категории принадлежат события общественного характера: военные действия в результате государственных противоречий; вооруженные конфликты внутри страны на почве национальной вражды; насилия, имеющие массовый характер; терроризм, бандитизм, массовые беспорядки и т.д.
      5. Биологические ЧС. Подразумевают распространение инфекционных заболеваний широкого масштаба. Могут происходить как среди людей (эпидемии) и животных (эпизоотии), так и вызывать поражение и гибель сельскохозяйственных растений (эпифитотии).
      6. Антропогенные ЧС. Название говорит о том, что они всегда связаны с ошибочными действиями человека.

      При наличии двух или больше различных сфер возникновения их называют смешанными.

      По масштабу

      Масштаб чрезвычайного происшествия оценивается по размеру нанесенного ущерба, количеству пострадавших и по территориальному признаку (величине охваченной им территории).

      ЧС считается локальной, если:

      • ее зона находится в пределах территории определенного объекта;
      • число получивших значительный ущерб здоровью или погибших не превышает 10 человек;
      • материальный ущерб (в том числе окружающей природе) не превышает 240 тысяч рублей.

      К подобным муниципальным ситуациям относятся те, у которых:

      • зона находится в пределах одного поселения (района) или внутри города;
      • число пострадавших в результате ЧС более 10-ти, но не превышает 50 человек;
      • материальный ущерб исчисляется суммой свыше 240 тысяч рублей, но не превышающей 12 млн рублей.

      Показатели межмуниципального вида ЧС:

      • затронута территория не менее двух поселений, районов или территорий внутри городов или между ними;
      • число погибших или получивших значительный ущерб для здоровья не превышает 50 человек;
      • материальный ущерб (включая нанесенный природным ресурсам) не превышает 12 млн рублей.

      Региональная ситуация имеет следующие признаки:

      • зона ЧС находится внутри одного субъекта РФ, не выходя за его пределы;
      • пострадало от 51 до 500 человек;
      • материальный ущерб лежит в пределах от 12 млн до 1,2 млрд рублей.

      Межрегиональная ЧС отличается от региональной тем, что зона, на которой произошла чрезвычайная ситуация, принадлежит одновременно нескольким субъектам РФ (не менее, чем двум).

      Основные признаки такой федеральной ситуации:

      • число погибших и получивших увечья, значительный вред здоровью, превышает 500 человек;
      • размер причиненного материального ущерба исчисляется суммой более 1,2 млрд рублей.

      ЧС могут также иметь национальный характер (охватывать государство целиком) и глобальный (когда они затрагивают сразу несколько государств).

      По причине возникновения

      По этому признаку все чрезвычайные ситуации делятся на 2 группы:

      1. Те, которые относятся к неумышленным (непреднамеренным) — техногенные аварии и катастрофы, различные бедствия стихийного происхождения.
      2. Относящиеся к умышленным (преднамеренным) — теракты, военные, социальные, национальные конфликты.

      По продолжительности действия

      По данному признаку все чрезвычайные ситуации подразделяют на:

      1. Имеющие затяжное течение (к ним, в частности, относятся те, которые вызывают загрязнение окружающей природы).
      2. Имеющие кратковременный характер.

      По скорости распространения

      Характер чрезвычайной ситуации, в зависимости от скорости ее распространения, принято считать:

      1. Плавным (большинство экологических ситуаций, когда загрязнение природы происходит постепенно).
      2. Умеренным.
      3. Быстро распространяющимся.
      4. Стремительным (большая часть стихийных бедствий, техногенных аварий, вооруженных конфликтов, включая военные).
      5. Взрывным.

      По степени внезапности

      ЧС может оказаться:

      1. Прогнозируемой (ожидаемой) — среди них обычно экономические, политические и социальные ситуации.
      2. Непрогнозируемой (внезапной) — в основном стихийные бедствия.

      Прогнозирование чрезвычайных ситуаций специальными службами имеет важное значение, так как позволяет подготовиться к вероятной опасности, осуществить своевременное предупреждение населения и органов МЧС, предусмотреть грамотные действия по ликвидации последствий, минимизировать потери, избежать случайных жертв, а иногда и предотвратить саму ЧС.

      Виды чрезвычайных ситуаций по характеру

      В зависимости от сферы своего происхождения, все ЧС подразделяются на имеющие один из характеров, описанных ниже.

      Автомобильный транспорт является самым опасным из всех видов транспорта. Ежегодно на дорогах гибнет людей намного больше, чем при авиационных, железнодорожных и морских (речных) авариях вместе взятых.

      Каждый день по всему миру на дорогах и улицах гибнет около 3 000 человек. Каждый год ДТП уносят более 1 млн жизней, 8 млн человек получают различные травмы.

      Транспортный травматизм относится к числу трех ведущих причин смерти людей в возрасте от 5 до 44 лет, а если говорить о возрастной группе от 15 до 29 лет - основной причиной смерти. К тому же экономические последствия от автомобильных аварий в мире достигают 500 миллиардов долларов в год. Без принятия скоординированных действий, предупреждает агентство ООН в области здравоохранения, к 2020 году число жертв на дорогах в мире может достичь 1,9 млн человек, а к 2030 году - 2,3 млн.

      Примеры крупных дорожно-транспортных происшествий

      Наиболее масштабными и трагическими автомобильными катастрофами в последние годы явились:

      11 июля 1978 г. на испанском курорте Съерра-делъ-Мар, автоцистерна с пропиленом перевернулась, взорвалась и покатилась по территории городского пляжа. В огне погибло 149 человек, более 300 человек получили серьезные ранения и ожоги, сгорело около 80 автомобилей;

      24 июня 1993 г. в г. Москва на Дмитровском шоссе случилась авария, в результате которой произошло возгорание бензовоза. Вспыхнули находившиеся рядом троллейбус и автобус с пассажирами. 10 человек сгорели заживо, 25 человек получили сильные ожоги;

      В сентябре 1996 г.на переезде Мокрый Батай Ростовской области произошло столкновение автобуса с локомотивом; погибло 23 человека, 18 ранено;

      28 ноября 1997 года США. В пригороде Сан-Хосе столкнулось более 40 автомобилей. Погибло 12, ранено 52 человека;

      В июне 1998 г. на трассе Орджоникидзевская-Джейрак в Ингушской Республике автобус с пассажирами опрокинулся в реку Асса. В результате пострадало 28 человек, из них 11 погибло и 17 госпитализировано;

      8 января 1999 г. на грузинской дороге автобус ПАЗ не вписался в поворот горного шоссе и сорвался в пропасть. Все 38 пассажиров автобуса погибли;

      В мае 2000 года на 71 км Ленинградского шоссе произошла крупнейшая в истории Подмосковья автокатастрофа, когда из-за дыма горящих по обочинам торфяных болот в утреннем тумане (при видимости до 5 м) столкнулись 29 автомобилей, из них 3 автобуса, 5 грузовых и 21 легковой автомобиль;

      13 октября 2008 г. в Томской области на 62-м километре автодороги Р398 на Шегарском мосту через Обь произошло лобовое столкновение грузового автомобиля Toyota и микроавтобуса Hyundai, 10 человек были госпитализированы;

      2008 г. Падение автобуса, который ехал из Каира по узкой дороге рядом с городом Эль-Минья. Водитель неожиданно свернул с дороги, так как возникла вероятность столкновения с грузовиком, движущимся навстречу, и не справился с управлением. В итоге авария унесла жизни 57 туристов из различных стран мира;

      2008 г. В результате аварии, произошедшей в Израиле, погибло 24 туриста из России. Это ДТП признали одним из самых страшных в Израиле за последнее десятилетие. Тела погибших усыпали большую пропасть глубиной шестьдесят метров возле города-курорта Эйлат. Всего в автобусе был 51 пассажир. Причиной аварии называют самонадеянность и халатность водителя;

      8 апреля 2011 г. произошла крупная авария в Германии: из-за пыльной бури, окутавшей скоростную трассу, столкнулось сразу около 100 машин. После столкновения автомобилей на месте происшествия начался сильный пожар. В результате аварии 8 человек погибло, около 100 получили ранения;

      В апреле 2011 г. на автобане номер 19 вблизи города Росток (Германия) произошла крупнейшая за последние 20 лет автоавария. Из-за песчаной бури со скоростью ветра в 102 км/ч в условиях крайне плохой видимости столкнулись 80 машин. 8 человек погибли и около 140 получили ранения;

      8 апреля 2011 г. произошла крупая авария в Германии: из-за пыльной бури, окутавшей скоростную трассу, столкнулось сразу около 100 машин. После столкновения автомобилей на месте происшествия начался сильный пожар. В результате аварии 8 человек погибло, около 100 получили ранения;

      Сентябрь 2011 г. На скоростном шоссе, соединяющем город Сан-Паулу с океанским побережьем (Бразилия), столкнулись около 300 машин. На скользкой дороге, в условиях сильного тумана, водитель цистерны не справился управлением и вылетел на встречную полосу. Водители других машин не успевали затормозить и врезались друг в друга. Прибывшим спасателям первым делом пришлось тушить загоревшуюся цистерну. Виновник происшествия погиб, различные травмы получили более 50 человек;

      Октябрь 2011 г. В Чили туман стал причиной ДТП с участием 51 автомобиля. В результате аварии не менее 20 человек пострадали, пятеро погибли. Видимость на трассе составляла менее 10 метров. Авария произошла, когда один из автомобилей резко затормозил. После этого его протаранила машина, ехавшая следом, и всего в результате столкнулись 23 грузовика, 11 автобусов и 17 легковых автомобилей;

      Октябрь 2011 г. В Непале водитель транспортного средства не справился с управлением на горной дороге, в результате чего переполненный автобус упал в реку Сун-Коси. В результате инцидента погибли 35 человек, многие пассажиры автобуса пропали без вести;

      Октябрь 2011 г. В Китае в горном уезде Синшань провинции Хубэй упал со скалы автобус с туристами. Трагедия унесла жизни 16 человек, а 17 получили ранения различной степени тяжести. По словам представителей местной полиции, автобус с 34 туристами сорвался со скалы высотой в несколько десятков метров и упал в реку. По предварительной версии, падение автобуса спровоцировала высокая скорость в условиях дождливой погоды;

      Ноябрь 2011 г., Германия. Более 50 автомобилей ночью при густом тумане столкнулись на скоростной автотрассе номер 31 под Мюнстером. В результате этого ДТП погибли 3 человека, 35 получили травмы;

      Декабрь 2011 г. Жертвами крупного ДТП в Бразилии стали 33 человека, еще 13 человек получили ранения. Трагедия произошла на трассе в районе города Мираклес, в северо-восточном штате страны. Автобус, перевозивший работников с сахарной плантации, на большой скорости врезался в трактор. ДТП произошло из-за неисправности трактора. Водитель, потерял управление на повороте, выехав на полосу встречного движения;

      2011 г. 15 человек были госпитализированы с различными травмами в результате ДТП на трассе Кемерово-Ленинск-Кузнецкий (Кузбасс), в котором столкнулись 25 автомобилей. Среди пострадавших 2 детей; 3 февраля 2012 г. в Финляндии на трассе Хельсинки-Лахти средь бела дня (в 15.00) произошло ДТП, в котором было задействовано сразу 200 транспортных средств. Среди участников аварии преобладали легковые автомобили, однако, были зафиксированы и более экзотические машины, в частности два броневика. Причиной столкновения, по официальным данным, стал снегопад. В результате аварии травмы различной степени тяжести получили 43 человека. Погибших нет;

      В апреле 2013 г. в результате взрыва бензовоза на автомагистрали в южном нигерийском штате Эдо погибли не менее 36 человек. К взрыву автоцистерны привело ее столкновение с автобусом и грузовиком. В результате аварии были уничтожены порядка 10 транспортных средств;

      Характеристика дорожно-транспортных происшествий

      Дорожно-транспортные происшествия характеризуются повреждением транспортных средств, травмированием и гибелью людей.

      Основными причинами аварийности являются: ослабление персональной дисциплины участников дорожного движения, несоблюдение водителями транспортных средств правил дорожного движения. Нарушения, связанные с превышением установленных скоростных режимов, выездом на полосу встречного движения и несоблюдением правил обгона и очередности проезда перекрестков, являются причинами 50% всех аварий. Из-за нарушения правил дорожного движения в состоянии опьянения водителями происходит около 15% ДТП. Из-за недисциплинированности пешеходов - около 30% от общего количества ДТП.

      К катастрофическим последствиям может привести несоблюдение требований безопасности и правил перевозки опасных грузов, такие ДТП отличаются большим числом пострадавших и жертв.

      Основные причины дорожно-транспортных происшествий

      Причины аварий %
      Нарушение правил дорожного движения 81
      Неудовлетворительные состояние автомобильных дорог 17
      Опасные природные или погодные явления 1
      Технические неисправности и износ транспортных средств 1

      Различают следующие виды ДТП:

      1. столкновение, т.е. происшествие, при котором движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог;
      2. опрокидывание, т.е. происшествие, при котором механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось (сюда не относятся опрокидывания, вызванные столкновением или наездом на неподвижные предметы);
      3. наезд на препятствие, т.е. происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на неподвижный предмет или ударилось об него: опору моста, столб, дерево, ограждение и т.п.;
      4. наезд на пешехода, т.е. происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся механическое транспортное средство и получил травму;
      5. наезд на велосипедиста, т.е. происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде (без подвесного двигателя), или он сам натолкнулся на движущееся механическое средство и получил травму;
      6. наезд на стоящее транспортное средство, т.е. происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на стоящее механическое средство или ударилось об него;
      7. наезд на гужевой транспорт, т.е. происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на упряжных, вьючных или верховых животных либо на повозки, транспортируемые этими животными;
      8. наезд на животных, т.е. происшествие, при котором механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных (за исключением упряжных, вьючных или верховых, а также транспортируемых ими повозок);
      9. падение пассажиров, т.е. происшествие, при котором пассажир упал с движущегося механического транспортного средства (сюда не относятся падения при столкновении и опрокидывании механических средств или их наезде на неподвижные предметы);
      10. прочие происшествия, т.е. происшествия, не относящиеся к перечисленным выше видам (сходы трамваев с рельсов, падение перевозимого груза на людей и т.д.).

      Аварийность на дорогах России

      Аварийность на дорогах России

      Основными последствиями ДТП являются: гибель участников ДТП, травмирование обломками и зажатие пострадавших частями транспортных средств, воздействие факторов пожара при возгорании транспортного средства, повреждение техники и сооружений, мостов, путепроводов и различных видов коммуникаций, загрязнение территории из-за разлива горюче-смазочных веществ или химических, в том числе химически опасных, веществ.

      Основными травмами у людей при ДТП являются: переломы, черепно-мозговые травмы, ушибы, раны, порезы. На локализацию и характер повреждений оказывают влияние расположение, плотность и форма различных частей кабины, скорость движения машины, масса и положение тела пострадавшего и другие факторы. Чем больше скорость движения машины и внезапнее остановка, тем выше сила инерции, а следовательно, и сила удара тела человека о части кабины.

      Особенность автомобильных аварий состоит в том, что около 80% пострадавших погибает в первые три часа после ДТП из-за обильной кровопотери и несвоевременности оказания первой помощи.

      Читайте также: