Дополнительная страховка к осаго если у виновника нет осаго ингосстрах

Обновлено: 25.04.2024

В последнее время всё меньше и меньше автомобилистов, которые управляют машинами без действующей автогражданки. Одна из причин – повышение штрафа за отсутствие ОСАГО. Сейчас его размер достигает 800 рублей. Инспекторы ГИБДД могут штрафовать водителей ежедневно. Однако наложение штрафа – не самое страшное последствие отсутствия автогражданки. Намного хуже, когда у виновника ДТП нет ОСАГО. В такой ситуации страховщик не будет компенсировать причинённый вред.

Если у виновника ДТП нет ОСАГО, что его ожидает?

Владелец автотранспорта при его эксплуатации должен заключить соглашение автогражданки. Поэтому при езде без полиса первое наказание – наложение штрафа. КоАП РФ в статье 12.37 пункте 2 установлена величина ответственности – 800 рублей.

Но что делать пострадавшему, если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО? Может ли потерпевший обратиться к собственному страховщику за компенсацией? Здесь важно понимать сущность страхования автогражданской ответственности.

Это значит, что автогражданка страхует вероятность возникновения ответственности шофёра. Если на виноватого в дорожной аварии действует страхование автогражданской ответственности и возник страховой случай (авария), тогда организация возместит причинённый вред потерпевшему. По ОСАГО нельзя произвести ремонтные работы по отношению к его транспортному средству.

Кто выплатит ущерб, если у виновника ДТП нет ОСАГО

Страховщик откажет в возмещении в данном случае и будет иметь на это полное право. Это объясняется отсутствием оснований для возмещения ущерба по автогражданке (не является страховым случаем). Ситуация отличается от той, когда виноватый водитель не вписан в договор, который оформлен на автотранспорт. В данных условиях возможны различные варианты.

Что делать потерпевшему, если у виновника ДТП нет ОСАГО, и он причинил вред здоровью

Невиновной стороне будет выплачена компенсация. В будущем в порядке регресса по заявлению РСА сумма будет взыскана с виновника ДТП, который управлял автомобилем без полиса ОСАГО. Сейчас у потерпевшего есть возможность выбирать: потребовать компенсации ущерба после аварии у её виновника либо с Союза автостраховщиков.

Кто платит, если у виновника нет ОСАГО, а у пострадавшего оформлено КАСКО

Если у пострадавшего есть КАСКО, а виновник ДТП без ОСАГО, это значительно облегчает ситуацию. В таких условиях не нужно будет самостоятельно взыскивать с нарушителя правил ущерб, а это нередко бывает проблематично. Компенсацию будет производить компания, с которой заключён договор комплексного страхования. Для этого важно правильно оформить дорожно-транспортное происшествие, только после этого необходимо обратиться к страховщику.

Собственнику автомобиля необходимо восстановить его по КАСКО. Однако это не значит, что виновный водитель будет освобождён от ответственности. После компенсации причинённого вреда потерпевшему страховщик предъявит требования в порядке суброгации к виновной стороне и возместит причинённые убытки.

Порядок действий, если попал в ДТП, а у виновника нет ОСАГО

С самого начала после аварии на дороге важно определить, имеет ли другая сторона действующую автогражданку. Второй водитель должен предоставить данные сведения. Если окажется, что у виновного автомобилиста отсутствует полис, порядок действий будет зависеть от определённой ситуации и может отличаться в каждом конкретном случае.

Этап 1. Оформление аварии в установленном законодательством порядке

Это поможет упростить взыскание компенсации причинённого вреда с виноватого в аварии водителя, у которого нет действующей автогражданки. Также будут отсутствовать основания для обвинения автомобилиста в том, что он оставил место аварии и нарушил правила дорожного движения.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии не может производиться без инспектора ГИБДД. Если хотя бы у одного участника ДТП нет автогражданки, тогда не допускается оформление европротокола. Без дорожной полиции правильно оформить инцидент не получится.

Этап 2. Взыскание возмещения с виновного водителя

Важно удостовериться, что виновный в ДТП автомобилист осознаёт, что если у него нет действующего ОСАГО, то именно он будет обязан компенсировать причинённый ущерб. Сделать это можно следующим образом:

  • Непосредственно на месте аварии. Если у виновника нет ОСАГО, но он хочет сразу же заплатить и компенсировать причинённый ущерб, с величиной которого согласен пострадавший. Тогда важно, чтобы водитель пострадавшего авто после получения денег должен написать соответствующую расписку.
  • Через некоторое время после аварии. Если виновный водитель не имеет возможности сразу же после ДТП произвести возмещение причинённого вреда, он может составить расписку о компенсации ущерба с обязательством произвести возмещение. Стороны инцидента могут разработать договор о возмещении ущерба. Когда причинённый вред будет выплачен, пострадавший составит и направит виновному водителю без ОСАГО расписку, что необходимая сумма получена.

На практике не всегда виновный водитель, который пообещал произвести денежную выплату, в будущем отказывается это делать. Рассмотрим, как можно защитить свои права.

Как произвести взыскание ущерба с виновника ДТП без ОСАГО

В соответствии с действующим законодательством, компенсировать ущерб обязан виновный водитель. Что можно предпринять, если он отказывается производить оплату?

Если виноватый в дорожной инциденте не имеет страховки отказался произвести компенсацию причинённого вреда хотя первоначально он соглашался произвести оплату (была составлена соответствующая расписка либо договор), тогда можно сделать следующее:

Как правило, для обоснования величины необходимой суммы организуется независимая экспертиза, по её итогам будет установлена стоимость проведения ремонта. Пострадавший уполномочен потребовать у виновной стороны возместить причинённый ущерб в полном объёме – оплатить проведение восстановительных работ без учёта износа. Перед проведением экспертной оценки убытков важно выслать виновному водителю уведомление о месте и времени её проведения.

Если виновный водитель не является хозяином транспортного средства

Если у виновного в аварии отсутствует ОСАГО, а он при этом не является хозяином транспортного средства, тогда требование о выплате вреда предъявляется ему. Это происходит лишь в том случае, если у шофёра отсутствует автогражданка. При наличии страховки, в которую не вписан автомобилист-виновник, пострадавший может подать заявление страховщику о выплате возмещения.

Если ОСАГО поддельный либо просроченный

Если виновный водитель имеет просроченную автогражданку либо договор является поддельным, тогда его статус приравнивается к тому, что автомобилист не имеет страховки.

Если виновник ДТП скрылся с места аварии и не имеет ОСАГО

Оставшийся на месте аварии автомобилист должен вызвать инспектора ГИБДД и сообщить о происшествии. Свидетели дорожного инцидента могут оказать помощь в поиске и установлении вины. В случае нахождения сбежавшего виновника аварии, если он откажет в компенсации причинённого вреда, пострадавший имеет право подать судебный иск. Во время разбирательства нужно будет доказать, что ДТП случилось из-за действий ответчика.

Если виноватого в ДТП найти не получилось, тогда возмещение ущерба, который был причинён транспортному средству, получить не удастся. В случае причинения вреда ущерба здоровью неизвестным лицом пострадавшему может быть произведена компенсация. Чтобы её получить, нужно обратиться в РСА.

Если виновник без ОСАГО и без работы

Если в дорожном происшествии виноват водитель, у которого нет действующей автогражданки и он является безработным, это не может выступать основанием для освобождения от ответственности. Например, можно договориться с пострадавшей стороной производить возмещение по частям.

В тех случаях, если у виновника нет полиса ОСАГО, и он не хочет производить возмещение, тогда для его получения пострадавшему придётся подать судебный иск на автомобилиста за уклонение от ответственности. Суд может учесть отсутствие дохода у виновного и уменьшить возмещаемую сумму.

Получение компенсации по ОСАГО, если страховщик обанкротился либо потерял лицензию

Если страховщик признан банкротом либо у него отозвана лицензия, является ли это равнозначным отсутствию автогражданки у виновного водителя? В соответствии с 18 статьёй закона №40, при отзыве лицензии у страховой компании виновного водителя либо при её признании банкротом будет произведена компенсационная выплата ущерба, который был причинён:

  • имуществу пострадавшего;
  • жизни и здоровью людей.

Чтобы получить компенсацию, пострадавший обязан обратиться в РСА, подать в организацию заявление с требованием произвести возмещение. Также необходимо предоставить документацию, которую требуют правила ОСАГО.

Порядок действий для оформления досудебной претензии

Перед тем, как подавать судебный иск, лучше попробовать уладить дело миром. Так, если виновный водитель возражает против возмещения, следует вызвать на место ДТП инспектора ГИБДД. Последний должен получить все данные о виновнике – ФИО, адрес прописки, контактную информацию и наличие ОСАГО. После этого следует составить юридическую претензию.

  • Отчёт об экспертной оценке. Обычно эта услуга стоит несколько тысяч рублей. Без неё шансы на успех будут минимальны. В случае выигрыша дела в суде расходы компенсирует проигравшая сторона. При экспертной оценке обязательно должен присутствовать виновный в аварии водитель.
  • В случае невозможности восстановления транспортного средства требуется отчёт о его утилизации. Его цена приблизительно такая, как и независимой экспертизы.
  • Досудебная претензия. Её могут разработать юристы, но при желании документ можно составить самостоятельно. В нём следует обозначить такие данные: место ДТП, направление движения машины и детали инцидента. Лучше свои требования подтвердить цитатами из российского законодательства. В претензии должна чётко фигурировать величина возмещения.

Потерпевший может включить в сумму возмещения деньги, которые потрачены на юридические услуги, проведение экспертизы, а также включить компенсацию морального ущерба. К претензии необходимо приложить копии каждого используемого в процессе документа и подтверждение расходов (чеки). К ним относятся: досудебная претензия, отчёт экспертизы, бумаги на автомобиль, а также постановление об административном нарушении.

Многие виновники соглашаются уже на данном этапе произвести возмещение убытков пострадавшему. Это связано с тем, что шансов выиграть в суде у них немного. Однако в случае судебного разбирательства проигравший дополнительно возместит расходы на проведение тяжбы, а это немалые деньги.

Как видно, даже если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, это вовсе не значит, что у потерпевшего нет шансов получить финансовое возмещение. Конечно, процедура может затянуться. Но если всё делать правильно и не допускать ошибок, то удастся получить компенсацию не только материальных потерь и вреда здоровью, но и морального ущерба.


Один из экспертов отметил, что КС так и не провел четкой границы между страховыми и деликтными обязательствами. Второй полагает, что данное определение – еще один шаг к освобождению страховых компаний от выплаты адекватного возмещения по ОСАГО.

Норильский городской суд Красноярского края обратился в КС с запросом, в котором указал на неконституционность ряда норм Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с правилами ГК о возмещении убытков при совершении деликта. Заявитель полагал, что оспариваемые положения позволяют страховым компаниям уклоняться от полного возмещения ущерба потерпевшему, которое осуществляется в форме ремонта транспортного средства. Такое уклонение, по его мнению, возможно как минимум двумя законными способами: путем незаключения договора о ремонте на станциях техобслуживания, а также путем заключения с потерпевшим соглашения о денежном страховом возмещении, при выплате которого учитывается износ деталей автомобиля.

В запросе отмечалось, что в производстве Норильского городского суда находится дело по иску о взыскании ущерба, причиненного ДТП. Суд обратил внимание, что по общему правилу страховое возмещение потерпевшему осуществляется путем организации и оплаты ремонта его автомобиля на станции техобслуживания, стоимость которого не зависит от износа деталей, поврежденных при ДТП. Однако вместо этого истцу были выплачены денежные средства, поскольку у страховой компании не было договора ни с одной СТО в г. Норильске и его окрестностях. В силу прямого указания закона при денежной компенсации выплата производится с учетом износа поврежденных частей ТС. То есть если бы истец смог воспользоваться первым способом, возмещение было бы произведено в большем размере.

Истец заявил, что стоимость работ без учета износа деталей составляет свыше 300 тыс. руб., при том что страховщик выплатил ему чуть более 96 тыс. Поэтому истец обратился непосредственно к причинителю вреда с требованием о взыскании разницы. Ответчик заявил, что он, как добросовестный законопослушный гражданин, вправе рассчитывать, что страховая компания исполнит обязанность по оплате ремонта в полном объеме, т.е. без учета износа подлежащих замене деталей.

Как полагает Норильский горсуд, оспариваемые нормы нарушают равенство прав причинителей вреда по двум причинам. Во-первых, потому что обязанность по возмещению вреда потерпевшему за счет виновника ДТП ставится в зависимость от того, приняла ли конкретная страховая компания меры по заключению договоров об организации ремонта на соответствующей территории, а также по организации и оплате ремонта. Во-вторых, согласно закону, указанная обязанность причинителя вреда зависит и от усмотрения потерпевшего, который может отказаться от ремонта и получить от страховой компании денежное возмещение. При этом страховщик, уклонившийся от надлежащей организации ремонта, не обязан восполнить потерпевшему разницу между стоимостью ремонта без учета износа заменяемых деталей и с учетом износа – эта обязанность возложена на виновника ДТП.

КС признал запрос не подлежащим дальнейшему рассмотрению. Со ссылкой на свое Постановление от 31 мая 2005 г. № 6-П он указал, что потерпевший является наименее защищенным из всех участников правоотношений по обязательному страхованию, поэтому правовое регулирование в соответствующей сфере должно предусматривать специальные гарантии защиты его прав.

Конституционный Суд подчеркнул, что приоритет восстановительного ремонта при повреждении автомобилей не расходится с приведенной точкой зрения. По его мнению, различные варианты получения страхового возмещения установлены в целях защиты права потерпевшего на возмещение вреда, причиненного его имуществу при использовании транспортных средств другими лицами.

В рассматриваемом определении указано, что оспариваемые положения относятся к договорному праву, поэтому непосредственно не регулируют обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. В Постановлении № 6-П Суд уже оценивал нормы Закона об ОСАГО в их взаимосвязи с положениями ГК об ответственности за деликты. При этом КС исходил из того, что требование потерпевшего к страховщику является самостоятельным договорным требованием и отличается от требований по обязательствам из причинения вреда. Суд пояснил, что необходимо разграничивать страховые обязательства, где страховщик должен осуществить возмещение по договору, и деликтные, ответственность по которым возникает непосредственно у причинителя вреда. Смешение этих обязательств, полагает КС, может иметь неблагоприятные последствия для потерпевшего, в то время как рассматриваемый институт страхования установлен в его интересах.

Конституционный Суд подчеркнул, что ОСАГО не может ни подменить, ни отменить институт деликтных обязательств. Оно также не должно приводить к безосновательному снижению размера возмещения, которое потерпевший вправе требовать от причинителя вреда. В определении также отмечается, что Закон об ОСАГО является специальным нормативным актом, однако он не отменяет действия общих норм гражданского права об обязательствах из причинения вреда. Поэтому, если страховая выплата не покрывает полностью размер ущерба, потерпевший имеет право потребовать от причинителя вреда возместить разницу.

Ранее в Постановлении от 10 марта 2017 г. № 6-П КС указал, что нормы ГК во взаимосвязи с правилами обязательного страхования ответственности владельцев ТС предполагают возможность получения потерпевшим разницы между страховой выплатой и реальным ущербом непосредственно от причинителя вреда. При этом потерпевшему необходимо доказать, что размер его ущерба действительно больше суммы, полученной от страховой компании.

Там же подчеркивается, что лицо, у которого потерпевший требует возмещения разницы между страховой выплатой и ущербом, вправе ходатайствовать как о назначении судебной экспертизы, так и о снижении размера возмещения. Суд разъяснил, что уменьшить возмещение возможно, если из обстоятельств дела с очевидностью следует другой более разумный и распространенный в обороте способ исправления таких повреждений имущества.

КС подчеркнул, что оспариваемые нормы действуют в системном единстве с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод одних лиц не должно нарушать права и свободы других. Они позволяют сторонам в определенных случаях отступить от общих условий страхового возмещения, но не допускают их применения вопреки положениям ГК. С учетом этого Конституционный Суд определил, что сами по себе оспариваемые нормы не содержат признаков неопределенности в обозначенном заявителем аспекте.

Юрист также обратил внимание на наличие аналогичной позиции в актах Верховного Суда РФ. В качестве примера он привел Определение от 17 мая 2018 г. № 305-ЭС17-20897 по делу № А40-210876/2016, пояснив, что наличие страховых правоотношений не прекращает существующего между сторонами обязательства вследствие причинения вреда и не препятствует разрешению иска о возмещении вреда, однако первоначально необходимо обратиться с иском к страховой компании.

Эксперт также отметила парадоксальность ситуации: с одной стороны, владельцы транспортных средств обязаны страховать свою ответственность, и за отсутствие страховки их привлекают к административной ответственности. С другой стороны, если страховая компания не заключила договор с СТО, потерпевший получает мизерное страховое возмещение и идет взыскивать оставшуюся часть убытков с виновника ДТП. Адвокат обратила внимание, что в рассматриваемом случае потерпевший получил от страховой компании менее трети суммы убытков, а остальную часть пытается взыскивать с виновника ДТП.

На что жалуются автомобилисты

— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наемный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счет, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я, как обычно, пришел страховаться в офис АСКО, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.

В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришел в полседьмого утра и с горем пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.

— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжет в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.

— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа. Но подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.

Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.

Что говорят в страховой

Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (ее называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.

Проблема набирает обороты

Как бороться со строптивыми страховыми

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что до него доходят жалобы из разных регионов, как правило, от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Сергей Ефремов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.

За езду без ОСАГО можно попасть под арест

Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутата ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафом в 3000 рублей.

Позже в фокус внимания СМИ попали еще два похожих инцидента, закончившиеся реальным арестом: в одном случае — на двое суток, в другом — на семь.

К чему привели прошлые кризисы ОСАГО

Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так, в 2014–2015 годах базовый тариф, неизменный в течение 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жесткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016-м рынок опять столкнулся с дефицитом.

Нет ОСАГО

Итак, вашу машину стукнули или поцарапали. Порядок действий понятен: звонок в ГИБДД или аварийному комиссару и оформление аварии. И тут выясняется, что у виновника нет страховки.

Не нужно впадать в панику, из нашей статьи вы узнаете, как получить выплату без страховой компании с согласия правонарушителя или против его воли. А также можно ли получить возмещение от союза автостраховщиков.

Часто ли встречаются виновники ДТП без ОСАГО

Как показывает практика, встретить водителя без страховки вполне реально. Основными причинами, почему водители сознательно отказываются от страховки, являются:

  1. Высокая стоимость полиса. Единовременно выложить такую сумму может позволить далеко не каждый владелец транспортного средства.
  2. Полис фальшивый. Такой вариант может спасти при проверке ГИБДД, поэтому собственники авто легко идут на обман.
  3. Полис просрочен. Владелец обязан следить за сроком действия страховки, но такие ситуации встречаются.

Отдельно необходимо выделить ситуации, когда нарушитель ПДД не виноват в отсутствии страховки:

  • сбой при оформлении е-ОСАГО;
  • обман покупателя при оформлении е-ОСАГО;
  • страховая компания объявлена банкротом;
  • у страховой компании отозвана лицензия.

Порядок действий

Если виновник не застрахован по ОСАГО, то автоматически отпадают возможности стандартного оформления документации для страховой компании и подготовка европротокола. Нет полиса – нет страховки.

Потерпевший также лишается возможности получения выплаты по ОСАГО от собственной страховой компании (куда обычно можно обратиться, если авария была незначительной и без жертв).

В данной ситуации единственным основанием получения возмещения является ст. 1064 ГК РФ. Она предусматривает обязанность по оплате компенсации в полном объеме лицом, причинившим вред имуществу, жизни и здоровью.

Наличие страховки без техосмотра при ДТП не влияет на выплату. Поэтому получить возмещение можно в обычном порядке.

При отсутствии документа, потерпевшему рекомендуется действовать в следующем порядке:

  1. Мирное урегулирование. Попробуйте уладить конфликт на месте. Если повреждение незначительное, а правонарушитель не желает ждать сотрудников ГИБДД, он согласится на такой вариант.
  2. Досудебная претензия. Хотя досудебное урегулирование для такого вида спора не считается обязательным, на этом этапе решается большой процент споров. Далеко не каждому нарушителю хочется идти в суд.
  3. Судебное разбирательство. Если другие способы взыскать ущерб с виновника ДТП не помогли, то придется обращаться в суд.

Можно сделать вывод, что при отсутствии у нарушителя полиса, весь ущерб полностью оплачивает он лично. А потерпевший имеет полное право на получение возмещения даже при наличии КАСКО.

Добровольное возмещение

Совет виновнику. Если вы попали в ДТП без страховки, при возможности, соглашайтесь на оплату на месте. Главное, при передаче денег не забудьте взять расписку.

Можно ли соглашаться на отсрочку

В этой ситуации возможность отсрочки устанавливается потерпевшим самостоятельно. Как показывает практика, принимать такое решение не стоит. Даже при правильном оформлении документации, шанс взыскать остаток долга с нарушителя весьма призрачный.

Но если вы приняли такое решение, то необходимо следовать следующим советам:

  1. Сфотографируйте все повреждения авто.
  2. Снимите видео, на котором правонарушитель заявляет о своей готовности оплатить долг.
  3. Приблизительно оцените ущерб.
  4. Оформите расписку с указанием собственных паспортных данных и данных правонарушителя. Документ составляется должником собственноручно.
  5. В качестве залога возьмите запаску или видеорегистратор (обязательно укажите это в расписке). Учтите, что брать в залог гражданский паспорт незаконно.
  6. Установите срок погашения долга и укажите его в расписке.

Досудебная претензия

Досудебная претензия оформляется, если вы хотите более точного расчета. Для учета скрытых повреждений и точной оценки необходимо провести независимую экспертизу. К оплате нарушителю предъявляется не только стоимость ремонта, но и расходы на эксперта.

Порядок досудебного урегулирования:

  1. Вызовите сотрудников ГИБДД или аварийного комиссара на место аварии.
  2. Оформите дорожно-транспортное происшествие.
  3. Получите данные правонарушителя.
  4. Проведите оценку у компании, которая имеет лицензию на проведение такого вида работ. Обязательно направляете виновнику приглашение.
  5. Получите оценочный отчет.
  6. Составьте претензию.
  7. Направьте ее с копиями документации на адрес нарушителя письмом с уведомлением о вручении.
  8. Если в установленный срок средства не поступили, обратитесь в суд.

В данной ситуации правонарушитель получает штраф за отсутствие страхового полиса в размере 800 р.

При оформлении досудебной претензии вам понадобятся следующие сведения:

  • Ф.И.О., дата рождения, паспортные данные, место регистрации правонарушителя, контактные данные;
  • информация о происшествии (дата, место аварии, марки и номера машин);
  • оценочный отчет по экспертизе;
  • подсчет других расходов (пересылка документации, стоимость экспертизы, эвакуация, юрист);
  • точная сумма долга с учетом всех трат;
  • срок для оплаты.

Обычно срок на оплату устанавливается в пределах 30 дней. Но вы можете выбрать свой вариант.

К претензии приложите копии доказательств:

  • протокол и справка по аварии;
  • оценочный отчет по повреждениям;
  • постановление об административном нарушении;
  • документация на авто (ПТС, СТС);
  • квитанции.

Внимание! Нельзя направлять получателю оригиналы документов, только ксерокопии. Кроме того, не рекомендуется направлять копию своего паспорта.

Обращение в суд

Если досудебная претензия не оказала нужного результата, обратитесь в суд. Основные правила:

  1. При отсутствии у потерпевшего травм, заявление подавайте в судебный орган по месту регистрации нарушителя. При наличии – можно и в суд по месту проживания пострадавшего.
  2. При сумме ущерба до 50 000 р. заявление направляйте в мировой суд, при большей – в районный (городской).

В случае судебного разбирательства дополнительно можете установить требование по взысканию компенсации за моральный ущерб. Обычно суд удовлетворяет сумму не более 10% от запрошенной. Но даже для этого понадобится доказать, что авария причинила моральный вред (поднялось давление, вызывал скорую помощь).

Документы

Перечень документов к иску (оригиналы):

  • постановление об административном правонарушении;
  • оценочный отчет;
  • квитанции о расходах;
  • квитанция по оплате госпошлины;
  • справка о ДТП.
  • гражданский паспорт;
  • протокол происшествия;
  • документы на авто (СТС, ПТС);
  • доверенность на представителя (при наличии);
  • претензия и ответ на нее (при наличии);
  • исковые заявления (2 шт.).

Копии сделайте в 2 экземплярах (для суда и для нарушителя). На каждом листе (кроме иска) напишите: Копия верна. Дата, подпись, расшифровка.

Образец искового заявления

Документ должен содержать следующие сведения:

  • наименование судебного органа;
  • сведения о заявителе;
  • информация о правонарушителе;
  • цена иска (стоимость расходов + стоимость ремонта);
  • величина госпошлины;
  • название документа;
  • информация об аварии (место, дата, марки авто);
  • сведения о том, что у второго участника ДТП нет полиса ОСАГО;
  • расчет расходов;
  • данные о попытке досудебного урегулирования (при наличии);
  • ссылка на закон;
  • исковые требования;
  • перечень документов;
  • дата и подпись.

Выплаты по судебному решению

Если виновник отказывается платить добровольно, решение суда нужно отнести в службу приставов. Они возбудят исполнительное производство и взыщут долг принудительно.

К сожалению, не всегда получается взыскать ущерб даже при наличии судебного решения. Основные причины:

  1. Рассрочка долга. В случае трудного материального положения ответчика, выплаты могут быть сильно растянуты во времени. Долг будет выплачен, но через долгие годы.
  2. Суд назначил оплату в размере 50% от дохода правонарушителя, а официальный доход является незначительным. Только при наличии тяжкого вреда здоровью пострадавшего, сумма может составить до 70% от заработка.

Дополнительные препятствия могут возникнуть при наличии уголовного дела над нарушителем. Обращение в суд в гражданско-правовом порядке возможно только после вынесения решения по уголовному делу.

Союз автостраховщиков

В случае отсутствия у виновника страхового полиса, потерпевший (при наличии вреда здоровью) может получить компенсацию от союза страховщиков (ст. 27 ФЗ № 40). Если в результате аварии наступила смерть пострадавшего, то претендовать на компенсацию могут его наследники.

Обратиться в РСА вы можете в любом случае, даже если планируете обратиться в суд для взыскания денег с правонарушителя,

Для получения возмещения действуйте следующим образом:

  1. Подайте заявление в РСА.
  2. Приложите документы из медицинской организации о степени вреда.
  3. Составьте калькуляцию понесенных расходов.
  4. Направьте заявление лично или по почте.

Уточнить сроки рассмотрения дела и принятое решение можно на сайте РСА.

Предел возмещения — 500 000 р. за каждого гражданина, жизни и здоровью которого был причинен ущерб.

Читайте также: