Действия водителя в критических ситуациях связанных с потерей устойчивости автомобиля

Обновлено: 02.05.2024

Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Устойчивость против опрокидывания. Резервы устойчивости транспортного средства. Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. Пользование зимними дорогами (зимниками). Движение по ледовым переправам. Действия водителя при возникновении юза, заноса и сноса. Действия водителя при угрозе столкновения спереди и сзади. Действия водителя при отказе рабочего тормоза, разрыве шины в движении, при отказе усилителя руля, отрыве продольной или поперечной рулевых тяг привода рулевого управления. Действия водителя при возгорании и падении транспортного средства в воду.

Силы, действующие на транспортное средство. Сцепление колес с

дорогой. Резерв силы сцепления - условие безопасности движения.

Управление транспортным средством в ограниченном пространстве, на

перекрестках и пешеходных переходах, в транспортном потоке и в

условиях ограниченной видимости, на крутых поворотах, подъемах и

спусках, при буксировке. Управление транспортным средством в сложных

дорожных условиях и в условиях недостаточной видимости.

Способы парковки и стоянки транспортного средства.

Выбор скорости и траектории движения в поворотах, при разворотах

и в ограниченных проездах в зависимости от конструктивных особенностей

транспортного средства. Выбор скорости в условиях городского движения,

вне населенного пункта и на автомагистралях.

Обгон и встречный разъезд.

Проезд железнодорожных переездов.

Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение

проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные

покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным

переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при

движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом

ограждения, предупредительные и световые сигналы.

Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.

5.2 Ситуационный анализ дорожной обстановки:

уделяется моменту возникновения опасности и его распознаванию на начальных стадиях типичных дорожно-транспортных ситуаций (ДТС). Особое внимание уделяется изучению высокоаварийных ДТС, обусловленных как ошибочными действиями водителей, так и местом совершения этих ошибок. В первую очередь рассматриваются ДТС, возникающие при переезде перекрестков, железнодорожных переездов, выполнению обгона, встречных разъездах, проезде мимо остановок общественного транспорта, вынужденной стоянки на обочине, т.е. ситуации нередко провоцирующие водителя к принятию ошибочных или рискованных решений.

Анализ предпосылок к ДТП и самих происшествий позволил классифицировать сопутствующие им ситуации и ошибочные действия водителей, выработать рекомендации по обеспечению безопасности дорожного движения. В зависимости от последствий критические ситуации могут быть ранжированы следующим образом:

– внезапное появление движущейся или неподвижной помехи на проезжей части;

– ухудшение метеорологических условий (дождь, туман, гололед и т.д.);

– изменение состояния водителя (ослепление, сонливость и т.д.);

– опасное состояние проезжей части (ямы, открытые люки колодцев и т.д.);

– неисправности агрегатов автомобиля, влияющих на безопасность дорожного движения (повреждение рулевого или тормозного механизмов, передней шины и т.д.).

Под критической ситуацией понимается непреднамеренное или преднамеренное усложнение дорожной обстановки, при кото­рой ее развитие протекает весьма быстро, но все же соизмеримо со скоростью реакции водителя, что позволяет избежать ДТП.

Аварийная ситуация – это непреднамеренное, практически мгновенное усложнение дорожной обстановки, при которой время для оценки обстановки и принятого решения меньше скорости реакции водителя.

Таким образом, основным условием обеспечения безопасности движения является подготовка водительского состава к быстрым и точным действиям по устранению причин, возникающих в случае критической ситуации и недопущению перехода последней в аварийную.

Ошибки водителей являются индикатором его мастерства. Наиболее часто встречающиеся ошибки могут быть проклассифи­цированы как:

– ошибки восприятия, возникающие из-за запаздывания в обнаружении опасности, например, выхода или схода из-за стоящего автобуса или наличие запрещающего знака;

– ошибки оценки, связанной с неверным определением пространственно-временных параметров между автомобилями;

– ошибки, связанные с принятием решения, возникающие при обгоне в сложных условиях и т.п.;

– ошибки выполнения действий – например, неправильное (или недостаточно быстрое) действие рулевым колесом при объезде препятствия.

Потеря устойчивости чаще всего возникает из-за неправильных действий водителя: резких разгонов, торможений, неправильного маневрирования.

Водитель для сохранения курсовой устойчивости автомобиля должен избегать резких разгонов и торможений, резких поворотов, должен управлять автомобилем плавно, тщательно выбирая скоростной режим и траекторию движения.

Курсовая и в особенности поперечная устойчивость автомобиля зависят не только от его конструкции и скоростного режима, но и от размещения и веса перевозимого груза.

Следует помнить, что вероятность опрокидывания существенно зависит от технического состояния подвески. Даже незна­чительный крен автомобиля из-за неравномерной жесткости подвески вдоль продольной оси может увеличить вероятность оп­рокидывания.

Управляемость автомобиля оценивают по соответствию параметров его движения воздействию водителем на рулевое колесо. Плохая управляемость означает, что траектория движения не соответствует ожиданию водителя. При этом водителю необходимо делать дополнительные подруливания для того, чтобы достигнуть требуемой траектории движения.

Значительная часть ДТП вызывается неправильным выбором скоростного режима движения. Скорость безопасного движения автомобиля определяется величиной коэффициента сцепления, который определяется как отношение величины реактивной силы, возникающей при продольном скольжении заблокированного колеса и действующей в плоскости его контакта с покрытием, к величине нормальной реакции дорожного покрытия. Значения коэффициента сцепления зависят от большого числа факторов, связанных в первую очередь со скоростью движения, состоянием покрытия, рисунком протектора, давлением в шинах, нагрузки на колесо и т.д. Величина коэффициента сцепления определяет тормозной путь автомобиля.

Управление автомобилями значительно усложняется в таких дорожных условиях, как:

– опасные метеорологические условия (гололедица, метель, туман, мгла, сильные снегопады и штормовой ветер);

– темное время суток.

Водитель, столкнувшись с опасным метеорологическим явлением на маршруте движения, должен принять все меры без­опасности, снизить скорость, увеличить дистанцию, а при необходимости – прекратить движение и принять меры к оповещению автотранспортного предприятия о возникшем опасном метеорологическом явлении.

Основные приемы управления автомобилем в условиях гололедицы направлены на то, чтобы:

– трогаться с места плавно, без пробуксовки колес;

– переключения передач производить быстро, но плавно, по возможности сокращая время, в течение которого автомобиль движется на нейтральной передаче;

– тормозить плавно, не выключая сцепления, при необходимости переходить на пониженную передачу, избегая любых резких изменений оборотов двигателя, так как последнее может привести к заносу задней оси автомобиля.

Хороший эффект в условиях гололеда дает применение шипов противоскольжения.

Интенсивный снегопад не только снижает видимость и вызывает заносы на дорогах, затрудняющие движение автотранспорта, но и существенно изменяет сцепления колес с дорогой. Это изменение опасно потому, что водитель, настроившись на определен­ные условия торможения, может не учесть резкого изменения условий при начавшемся снегопаде. Опытные водители в снегопад избегают резких торможений, так как снег может скрывать обледенелые участки. Опасно резко тормозить в снегопад на неровном покрытии, особенно на булыжной мостовой, на рельсах.

В условиях снегопада ухудшается видимость светофоров, знаков, разметки; налипший снег, наледь на ветвях деревьев может привести к тому, что некоторые знаки будут практически не заметны для водителя; главная опасность в условиях снегопада связана с неумением выбирать безопасную скорость и дистанцию; большое внимание следует уделить исправности воздухообогрева и стеклоочистителей автомобиля.

Сильный дождь может снижать видимость, создать задержки в движении. Кроме того, сильные дожди могут привести к размыву полотна дороги и повреждению дорожных знаков.

Запотевание стекол автомобиля возникает даже при небольшом дожде. Видимость резко снижается, водитель вынужден от­влекаться от управления для протирки стекол. В темное время суток водитель может не сразу заметить, что стекла запотели, вместе с тем видимость падает до опасного предела.

Во время дождя происходит загрязнение остекления, фар, подфарников, стоп-сигналов водно-грязевой эмульсией, поднимаемой в воздух колесами автомобилей. После окончания дождя водитель выключает стеклоочиститель, однако непосредственно после дождя загрязнение стекол происходит еще быстрее, чем во время дождя. Поэтому при движении на мокрой дороге нужно заблаговременно включать стеклоочистители при обгоне, встречном разъезде, при сокращении дистанции до лидера.

Во время дождя происходит также снижение коэффициента сцепления колес с дорогой. Такая водно-грязевая пленка, в осо­бенности грязевые потоки, комья, попадающие на дорогу, могут привести к сложным ситуациям на поворотах, при торможении, при движении с повышенной скоростью. Ведущие колеса при движении автомобиля с ускорением или замедлением обеспечивают прямолинейное движение при одинаковых сцепных качествах с дорогой, однако на скользком покрытии очень часто могут возникать различия в скользкости покрытия под ведущими колесами (правым и левым), в этих случаях происходят заносы, т.е. автомобиль испытывает боковое скольжение.

Особые меры предосторожности принимаются при организации перевозок на горных маршрутах, к которым относят маршруты, включающие участки автомобильных дорог с резкими изменениями направлений в плане и затяжными продольными уклонами.

Основными причинами ДТП на крутых подъемах и спусках чаще всего являются: съезд с полотна автомобиля на спуске; столкновение с автомобилем, идущим на подъеме на обгон; чрезмерная скорость на затяжных спусках; столкновение с встречным автомобилем.

Число происшествий при движении под уклон в 1,5–3 раза больше, чем при движении на подъем, причем разница в условиях движения на подъем и спуск начинает сказываться уже при малых продольных уклонах, что связано с возрастанием на спуске тормозного пути и со случаями неисправности тормозов, которые дают до 40 % от общего числа ДТП, связанных с неисправ­ностями автомобиля в данной ситуации.

Особо опасным маневром в горных условиях является обгон и объезд стоящего автомобиля. В большем числе случаев на подъемах и спусках обочины практически отсутствуют, поэтому при вынужденной остановке автомобиль создает помеху для дви­жения. Вынужденная остановка перед поворотом на спуске (подъеме) создает для других транспортных средств не только поме­ху, но и опасность для движения, поскольку ограниченный обзор в этих случаях делает рискованным объезд сходу. Иногда води­тель в такой ситуации, хотя и имеет преимущество по Правилам дорожного движения (ПДД), должен не только притормозить (а на подъеме это серьезная потеря скорости), но и остановиться, чтобы пропустить встречный транспорт.

Горные дороги предъявляют высокие требования к техническому состоянию транспортного средства. С увеличением высоты над уровнем моря падает атмосферное давление, при этом в двигатель поступает переобогащенная горючая смесь, наполнение цилиндров ухудшается, работа двигателя с повышенной нагрузкой на подъемах приводит к повышению температуры масла, кроме того, снижается температура кипения охлаждающей жидкости; при использовании в качестве таковой воды часто происходит за­кипание. Повышенную нагрузку испытывает и тормозная система, от частых и интенсивных торможений колодки могут перегре­ваться. Особенно тяжелые условия эксплуатации автомобиля возникают при высокой температуре окружающего воздуха.

В ясную сухую погоду, грунтовая дорога позволяет развить довольно высокую скорость. Поддавшись соблазну скорости, водитель не имеющий достаточного опыта, подвергается многим опасностям:

– мелкий песок и пыль на дороге снижают коэффициент сцепления, поэтому на закруглении дороги, на неровности автомобиль может сильно занести;

– продольный профиль дороги может вызвать раскачивание автомобиля в поперечной плоскости, что приводит к неравномерности нагрузки на колеса и при низком коэффициенте сцепления – к заносу и опрокидыванию;

– двигаясь по колее, автомобиль может задеть днищем (мостами, глушителем) за неровности дороги, что приводит к механическим поломкам, кроме того, пыльный шлейф из-под колес других автомобилей может привести к потере видимости. Через открытое окно пыль и песок попадают водителю в глаза, дыхательные органы.

Неровности на грунтовой дороге необходимо преодолевать с особыми предосторожностями, иногда целесообразно остановить автомобиль и осмотреть дорогу в том месте, где предстоит преодолеть неровности.

Для выполнения указанных рекомендаций водитель, связанный с перевозкой опасных грузов, должен уметь грамотно выполнять основные приемы управления автомобилем, в первую очередь, владеть приемами скоростного руления и техникой безопасного торможения.

В соответствии с дорожной ситуацией, условиями видимости, особенно­стями транспортного средства и своим самочувствием водитель выбирает та­кую скорость, при которой транспортное средство полностью ему подчиняется.

Но всегда может произойти что–то абсолютно неожиданное, ранее не встречавшееся, опасное для водителя. Неожиданных ситуаций может быть бес­численное множество, поэтому дать рецепт на каждую из них практически не­возможно. Но первое и главное условие: не впадать в панику и не терять голо­ву.

Занос. Если вы внезапно обнаружили, что попали на гололед, нет ничего хуже, чем потерять самообладание и затормозить или резко сбросить газ. Хо­рошо, если вы сумеете благополучно прекратить занос, но хороший водитель умеет, кроме того, не допускать заноса: он никогда не меняет резко скорости и направления движения.

Обычно занос начинается с задних колес. Бели машину занесло, не бло­кируйте колеса. Немедленно прекратите торможение и поверните колеса авто­мобиля в ту сторону, куда несет задние (рис. 6.1).

Для избежания заноса необходимо вовремя заметить скользкое, место и заранее позаботиться о том, чтобы шины имели нормальный протектор, а тор­моза – правильную регулировку.


Машина вновь управляемая

Поворот передних колес в направлении, обратному заносу, увеличивает силу, вызывающую занос

Поворот передних колес в направлении заноса уменьшает силу, вызывающую занос

Боковая сила, направленная вправо, заносит заднюю часть машины

Рис. 6.1. Прекращение заноса

Разрыв шины в движении возникает наиболее часто в жаркую погоду, при длительном движении на высокой скорости и при полной загрузке автомо­биля. Причиной этого является повышение внутреннего давления воздуха в шине, как результат нагрева шины силами трения. Нередко разрыв шины при­водит к ДТП. Как правило, разрывается шина, имеющая повреждения покрыш­ки в виде сквозных порезов, завулканизированная, с заплатами или манжетами, проложенными между покрышкой и камерой. Возможен разрыв и новой шины, если давление воздуха в ней до начала движения было выше нормы. Разрыв со­провождается хлопком. При разрыве шины одного из задних колес трехосного автомобиля или двухосного с двойной ошиновкой водитель, кроме звука, часто не ощущает других признаков неисправности. При разрыве шины заднего коле­са двухосного автомобиля с одинарной ошиновкой появляется повиливание ав­томобиля. Быстрыми, но плавными движениями руля сохранять безопасное на­правление движения. Крепко держите руль, уберите ногу с педали газа и дайте автомобилю двигаться прямо, пока скорость не снизится. После того как ско­рость упадет, слегка притормозите и остановите автомобиль.

При проколе шины воздух выходит из нее постепенно. Водитель может ощутить это только при повреждении одной из шин передних колес или задних на двухосных автомобилях с одинарной ошиновкой. Прокол шины заднего ко­леса сопровождается вилянием задней части автомобиля, прокол переднего – уводом автомобиля в сторону, хорошо ощущаемым на рулевом колесе. Даль­нейшее движение автомобиля с поврежденной шиной недопустимо. Необходи­мо плавно остановить автомобиль, и заменить колесо.

При управлении автомобилем водитель может оказаться в критической ситуации, грозящей ДТП. Такие ситуации могут создаваться в самых различ­ных условиях движения. Во избежание происшествия наиболее часто действия водителя сводятся к торможению автомобиля вплоть до полной остановки или к изменению направления движения автомобиля. Иногда во избежание проис­шествия обстановка требует резкого увеличения скорости движения.

Торможение в критической ситуации выполняется комбинированно, т.е. рабочим тормозом и двигателем, не включая сцепления. Изменение направле­ния движения достигается поворотом рулевого колеса на такой угол, который обеспечивает объезд возникшего препятствия (пешехода). Нередко обстановка требует одновременно торможения и изменения направления движения. Одна­ко сочетание этих примеров особенно на скользкой дороге, может привести к потере устойчивости автомобиля, к заносу и даже к опрокидыванию. Поэтому водитель должен учитывать эту вероятность и соизмерять свои действия в со­ответствии с обстановкой. Если избежать происшествия невозможно, водитель обязан сохранить самообладание и принять все меры для того, чтобы снизить тяжесть его последствий. К сожалению, иногда аварийная ситуация вызывает у него страх. В испуге водитель теряет способность поступать правильно, у него увеличивается время реакции, кровяное давление повышается на 30% и более.

Самый тяжелый вид происшествия – фронтальное столкновение транс­портных средств. Статистика показывает, что фронтальные столкновения авто­мобилей на дорогах составляют 70% всех столкновений. Скорость и энергия обеих машин суммируются, и последствия такого столкновения бывают крайне тяжелыми. Даже суммарная скорость 40 км/ч неизбежно приводит к травмам людей, находящихся в машине, и к повреждениям автомобилей.

Если избежать столкновения нет возможности, водитель должен сделать по боковым, скользящим, последствия которого не такие тяжелые, как фронтального.

Недопустимо в критическую минуту попытаться покинуть автомобиль, открыть дверь и выпрыгнуть. Чаще всего это заканчивается трагически: водитель попадает под колеса или машина при опрокидываний придавливает его. Водитель до конца должен оставаться на своем месте. Если удар неизбежен, то необходимо препятствовать своему перемещению вперед и оберегать голову, для этого нужно упереться ногами в пол, а голову наклонить вперед между рук, покрепче ухватиться за руль и напрячь все мышцы.

Отказ рабочего тормоза может произойти в пути из–за повреждений тормозной системы. (Оторван или поврежден шланг привода тормоза. Оборван ремень компрессора. Нарушена герметичность системы и тормозная жидкость вытекла). К такому положению могут привести и выезд из парка ав­томобиля с заведомо неисправной тормозной системой, движение с непросушенными тормозными колодками после преодоления брода или в распутицу или, наконец, просто халатность водителя, допустившего падение давления воздуха в пневмоприводе тормозов.

Если автомобиль движется накатом с выключенной передачей в коробке передач, водитель, обнаружив отказ тормоза, немедленно включает передачу по возможности пониженную. На автомобиле с пневмоприводом водитель пред­принимает попытку для повышения давления воздуха в тормозной системе. Он пускает двигатель, если тот был остановлен, и устанавливает максимальную частоту вращения коленчатого вала, включив соответствующую передачу. При работающем двигателе в случае отказа рабочего тормоза используется тормо­жение двигателем путем перехода на низкие передачи в коробке передач. На сухой дороге и при небольшой скорости движения для снижения скорости во­дитель может использовать стояночный тормоз, плавно затягивая рычаг тормо­за на несколько щелчков. Резкое и полное включение стояночного тормоза, особенно на скользких дорогах или при высокой скорости даже на сухих доро­гах, опасно, приводит к заносу и нередко к опрокидыванию автомобиля.

Ещё сложнее создается обстановка, когда на спуске при отказе рабочего тормоза остановился двигатель и пустить его не удается, а рычаг коробки пере­дач при этом находится в нейтральном положении. Во избежание происшест­вия водитель должен немедленно включить передачу в коробке передач, соот­ветствующую скорости движения. На автомобилях, имеющих синхронизаторы в коробке передач, это несложно. Там, где синхронизаторов нет, передача включается резким движением рычага коробки передач, рывком с определен­ным усилием. При включении передачи пуск двигателя значительно облегчается. Водитель предпринимает попытки пустить его и, если это удалось, проводит торможение двигателем путем переключения передач в коробке передач.

Опасно движение автомобиля с недостаточным давлением воздуха в ши­нах одного или нескольких колес.

Отрыв колеса от тормозного барабана возможен при недостаточной за­тяжке гаек диска колеса.

Признаками слабого крепления колеса являются характерный стук, про­слушиваемый на небольшой скорости, виляние колеса, видимое со стороны. Вели переднее колесо закреплено слабо, то на рулевом колесе ощущаются толчки, особенно при повороте машины. На большой скорости движения стук, виляние колеса и толчки на руле почти не наблюдаются. Такое колесо может соскочить с тормозного барабана и покатиться вперед или в сторону. Машина получает удар, как при наезде на пороговое препятствие, а при отрыве передне­го колеса, кроме того, наклоняется в сторону соскочившего колеса.

Тормозной барабан без колеса или ступица без колеса, катясь по дороге, создают большое сопротивление качению, при этом возникает момент, который стремится развернуть машину в сторону соскочившего колеса, при отрыве ле­вого колеса – на полосу встречного движения. Рулевое колесо резко и с боль­шим усилием стремится вывернуться. Возникает угроза столкновения с транс­портными средствами, наезда на стоящие машины, пешеходов. В этой ситуации водитель должен удержать машину на своей полосе и возможно быстрее ее ос­тановить.

Для этого он двумя руками быстро поворачивает рулевое колесо в сторо­ну, обратную уводу машины, и, почувствовав, что при этом положении рулево­го колеса автомобиль движется прямо, продолжает крепко держать его до пол­ной остановки машины. Правую ногу переносит на педаль рабочего тормоза и плавно тормозит Резко тормозить в этих случаях нельзя.

Ели до отрыва колеса водитель держал руль небрежно, одной рукой и скорость движения была большая, то рулевое колесо обычно вырывается из его руки, автомобиль становится неуправляемым и дело кончается дорожно – транспортным происшествием.

Очень опасно сорвавшееся колесо. При качении оно обладает большим моментом инерции и может нанести серьезный ущерб встречным и стоящим транспортным средствам, травмы – пешеходам.

Катящееся колесо останавливается ударом ноги со стороны.

Отрыв переднего колеса вместе со ступицей возможен на автомобилях с ведущим передним мостом как результат крайне небрежной затяжки гайки крепления и регулировки подшипников ступицы. Признаком ослабления гайки и разрушения подшипников является виляние колеса, видимое со стороны и сопровождаемое иногда характерным скрипом. При отрыве колеса водитель, как в рассмотренном выше случае, ощущает удар, резкий рывок рулевого коле­са и наклон автомобиля в сторону. Действия водителя также направлены преж­де всего на удержание автомобиля на своей полосе движения и плавную его ос­тановку. Однако здесь опасно торможение и его надо выполнять очень акку­ратно. На автомобилях с гидроприводом тормозов тормозная жидкость из ко­лесного цилиндра оторвавшегося колеса может попасть на дорогу. Попав на дорогу, под заднее колесо в момент торможения, неизбежно вызовет занос ав­томобиля. На автомобилях с пневмоприводом отрыв колеса приводит к повре­ждению узлов привода и утечке воздуха из него. Поэтому применение рабочего тормоза весьма опасно и автомобиль лучше останавливать стояночным тормо­зом или тормозами не пользоваться совсем.

Отказ гидроусилителя руля может возникнуть в результате поврежде­ния насоса или гидроусилителя, разрушения шланга, обрыва ремня привода на­соса. Признаком отказа является резкое возрастание усилий на рулевом колесе. Движение с неработающим гидроусилителем возможно на малой скорости лишь на небольшое расстояние с соблюдением мер предосторожности при ма­неврировании.

Отрыв продольной тяги привода рулевого управления возможен вследствие износа, неправильной регулировки и сборки шаровых шарниров. Предварительных признаков отказа не бывает. Отрыв происходит мгновенно. В момент отрыва водитель чувствует небольшой толчок на рулевом колесе. Ав­томобиль на повороты рулевого колеса не реагирует. Опасность заключается в том, что передние управляемые колеса стали неуправляемыми и в любой мо­мент могут повернуться на предельный угол поворота. На большой скорости это всегда грозит опрокидыванием, на малой – столкновением или наездом. Ос­новная задача водителя – остановить автомобиль. Резко тормозить в это время нельзя, т.к. если колеса при этом повернутся на предельный угол, то опрокиды­вание неизбежно. Водитель гасит скорость, убрав ногу с педали подачи топлива и выключив передачу. Когда скорость упадет до 20–30 км/ч, водитель тормозит рабочим тормозом. Однако, если в момент отрыва продольной тяги автомобиль движется на препятствие или на другое ТС, применяется экстренное торможе­ние.

Отрыв поперечной тяги привода рулевого управления возможен в ре­зультате износа, неправильной регулировки и сборки шаровых шарниров, а также плохого крепления деталей привода.

В момент отрыва водитель чувствует ослабление усилия на рулевом ко­лесе, а потом увеличение усилий и тягу автомобиля вправо. Автомобиль слабо реагирует на повороты рулевого колеса. Водитель обязан приложить любые усилия на рулевом колесе, но удержать автомобиль на своей полосе движения. Одновременно водитель плавно останавливает автомобиль рабочим тормозом.

Обрыв карданного вала происходит вследствие ослабления его крепления. Признаком ослабления крепления вала является вибрация корпуса автомо­биля. При обрыве переднего конца вал может воткнуться в дорогу, и автомо­биль получит резкий толчок, который подбросит машину, а на большой скорости может привести к опрокидыванию. Почувствовав толчок, водитель должен принять меры к удержанию машины на полосе движения и к немедленной ос­тановке.

При обрыве заднего конца вала заднего моста вал продолжает вращение с большой частотой и, как хлыстом, бьет в раму и корпус машины, что сопрово­ждается большим шумом внизу машины. Оторвавшийся вал может разрушить привод рабочего тормоза и нанести другие повреждения. Машину следует не­медленно остановить.

Это основные возможные критические ситуации, в которых может оказаться любой водитель, и правила, как необходимо поступать в данных ситуа­циях.

Прекратить
или уменьшить снос передних колес можно двумя способами: либо увеличить
загрузку передних колес, либо уменьшить угол их поворота, чтобы от
скольжения перейти к качению.

Можно рекомендовать несколько приемов безопасности при сносе.

1. Торможение двигателем на постоянной передаче.

2. Торможение двигателем на понижающей передаче.

3.
Легкое подтормаживание левой ногой для увеличения загрузки переднего
наружного колеса. Режим торможения плавный, с постоянным тормозным
усилием, исключающим блокирование колес.

4. Выравнивание управляемых колес (если это позволяют ситуация и ширина проезжей части).

5. Выравнивание и повторный вход с загрузкой передних колес.

Гонщики
экстракласса рекомендуют мягкое отпускание педали после экстренного
торможения при подходе к повороту. Резкое отпускание тормозной педали
провоцирует быстрое разжатие передних пружин и, как следствие,
разгрузку передних колес в момент их поворота на дугу.

8.2. Занос малой амплитуды

Стабилизация
автомобиля осуществляется быстрым поворотом рулевого колеса в сторону
заноса без смены хвата таким образом, чтобы восстановить положение
передних колес строго по направлению прямолинейного движения.
Одновременно уменьшаются обороты двигателя. Этим создается малый
тормозной эффект на задних колесах, который будет способствовать
стабилизации автомобиля. После того как автомобиль прекратит вращение,
нужно вернуть рулевое колесо в исходное положение и выровнять
автомобиль, иначе может возникнуть колебательное движение задней оси —
ритмический занос.

Занос
почти всегда следует рассматривать как результат ошибки водителя. Чем
грубее ошибка, тем больше угол заноса. Важными факторами по
стабилизации следует считать профессиональную реакцию водителя на
занос, рациональную технику руления и быстроту действий. Для водителей
высшей квалификации характерны безошибочное прогнозирование и
опережающие действия.

Для
малоопытных водителей резерв безопасности может быть связан с
рациональностью и быстротой, которые могут возникнуть лишь в результате
специального обучения (по методике контраварийной подготовки в технике
руления).

Преодолеть занос малой амплитуды помогут несколько рекомендаций:

· обеспечивайте
максимальный контакт с автомобилем. Этому способствует легкая одежда,
отсутствие подстилок, подкладок и других предметов, мешающих контакту
корпуса водителя с сиденьем;

· резко
поворачивайте рулевое колесо в сторону заноса и мягко выравнивайте
автомобиль. Чем позже начато действие, тем большая скорость потребуется
для стабилизации автомобиля;

· выполняя
любые резкие маневры на скользкой дороге или на высокой скорости
движения, прогнозируйте занос автомобиля и будьте готовы к нему.

8.3. Глубокий занос

Если
автомобиль стабилизируется на прямом участке, например во время
экстренного торможения, то после реакции на занос тотчас выровняйте
колеса.

Глубокий
занос может быть результатом произвольного действия водителя в тех
случаях, когда он использует экстренное торможение боковым
соскальзыванием. В этом случае нет необходимости выравнивать
автомобиль, а лучше сохранить угол заноса переменным дросселированием и
компенсаторным рулением. Этот способ очень эффективен для гашения
скорости на входе, в поворот или на дуге поворота.

На
крутом повороте с обледенелым покрытием произвольный управляемый (!)
занос может применяться как способ самостраховки. Он позволяет удержать
автомобиль на дуге поворота за счет использования части мощности
двигателя для противодействия центробежной силе.

При
экстренном объезде препятствия на скользкой дороге, выносе автомобиля
на обочину или полосу встречного движения обученный водитель
произвольно выбирает угол заноса с учетом радиуса поворота,
коэффициента сцепления и особенностей критической ситуации (в
зависимости от ширины проезжей части, наличия помех, маневров других
участников, опасности ДТП).

Кроме своевременной реакции на занос, необходимы:

· высокая
скорость руления, достигаемая рулением двумя руками на боковом секторе
рулевого колеса, рулением одной рукой с перекатом через тыльную сторону
кисти;

· непрерывное
поисковое уравновешивающее руление, позволяющее стабилизировать
автомобиль в заносе (исключить самовыравнивание и непроизвольное
вращение);

· переменное
дросселирование, смягчающее резкое скольжение задней оси,
обеспечивающее дозированное подтормаживание и загрузку передней оси.

8.4. Критический занос

В
критическом заносе возникает явление, при котором уравновешиваются
действующие на автомобиль силы и моменты. На короткое время происходит
потеря управляемости, а
затем либо выравнивание, либо вращение автомобиля. Так как явление
критического заноса соответствует критической фазе устойчивости
автомобиля, желательны опережающие действия по его стабилизации. Если
водитель не смог по прямым или косвенным признакам спрогнозировать
возникновение критического заноса, то у него имеется еще реальный шанс
за счет высокой скорости руления опередить потерю поперечной
устойчивости и избежать острой критической ситуации, при которой
полностью теряется управление. Чем выше скорость руления, тем выше
надежность водителя для действий при критическом заносе.

Преодолеть критическую ситуацию помогут следующие приемы.

1. Скоростное круговое руление двумя руками с перекрестными захватами на боковом секторе рулевого колеса.

2. Скоростное
круговое руление одной рукой с перекатом через тыльную сторону кисти
или через ладонь (на автомобилях с горизонтально расположенным рулевым
колесом).

4. Комбинированное скоростное руление двумя руками и одной рукой, со сменой приема по ходу руления.

Стабилизация
автомобиля в фазе критического заноса достигается в основном переменным
дросселированием при условии, что колеса повернуты в сторону заноса до
упора. Величина дросселирования (частота вращения коленчатого вала
двигателя) и необходимость включения той или иной передачи определяются
в зависимости от коэффициента сцепления и тяги двигателя в данный
момент. Если принятых мер недостаточно, чтобы восстановить устойчивость
автомобиля, и он перешел грань критического заноса, то дальнейшая его
стабилизация осуществляется после вращения на 180° или 360°. Главное
требование безопасности — исключить остановку авгомобиля поперек
дороги, так как это положение сократит ширину проезжей части и увеличит
возможности столкновения с попутным и встречным транспортными
средствами.

Для
переднеприводных автомобилей стабилизация может быть обеспечена мощной
тягой двигателя с пробуксовкой передних колес. Этот способ позволяет
скольжением передней оси выставить автомобиль для прямолинейного
движения, если условия движения позволяют это сделать. Для
полноприводных автомобилей важен компромисс тяги передних и задних
колес. Полное прекращение тяги и избыточная тяга приводят к вращению
автомобиля.

8.5. Ритмический занос

Причинами
возникновения ритмического заноса являются запаздывание реакции
водителя на возникающий занос и суммарное опаздывание его реакции на
серию противоположных по направлению заносов. Поводом для критической
ситуации могут послужить ошибки в управлении — от самых простых
(руление в нижнем секторе, отпускание рулевого колеса при выходе из
поворота) до грубых (резкое дросселирование в повороте, раскачивание
автомобиля серией быстрых маневров вправо и влево и др.).

Чаще
всего ритмический занос как форма критической ситуации возникает после
сочетания двух или более противонаправленных маневров: объезд
препятствия и возврат на полосу движения, резкий обгон, вынужденный
маневр со сменой направления и др., а также при экстренном торможении
на участке дороги с неоднородным коэффициентом сцепления или
неровностями, при выходе из поворота с ранним ускорением.

· одномоментно — рывковым скоростным рулением одной или двумя руками без смены хвата при втором импульсе заноса;

· многомоментно
— серией скоростных действий рулевым колесом вправо-влево или наоборот
без задержки в фазе смены направления вращения и с увеличением скорости
в каждом последующем цикле руления. Амплитуда руления может
последовательно увеличиваться в соответствии с углами заноса;

· с
опережением — предварительная реакция в сторону прогнозируемого заноса
поворотом рулевого колеса на заключительной стадии скоростных маневров,
направленных в противоположные стороны.


Действия водителя в критических ситуациях

При управлении автомобилем водитель по многим причинам может оказаться в самых разнообразных критических ситуациях, грозящих дорожно-транспортным происшествием. Такие ситуации могут создаваться практически в любых условиях движения. Во избежание происшествия наиболее часто действия водителя сводятся к стремлению остановить автомобиль, т. е. к экстренному торможению вплоть до полной остановки. Иногда обстановка требует резкого изменения направления движения. Значительно реже во избежание происшествия надо увеличить скорость движения. Но бывает, что необходимо одновременно и торможение, и изменение направления движения. В этом случае надо помнить, что сочетание этих приемов, особенно на скользкой дороге или на высокой скорости, приводит к потере устойчивости автомобиля, к заносу и даже опрокидыванию. Водитель должен учитывать эту вероятность и соразмерять свои действия в соответствии с обстановкой.

В ситуации, когда водителем уже приняты все меры к торможению и объезду препятствия, но избежать столкновения или наезда уже невозможно, водитель обязан сохранять самообладание и принимать все меры Для того, чтобы уменьшить тяжесть последствий. К сожалению, иногда аварийная ситуация вызывает у водителя страх. В испуге он теряет способность поступать правильно, у него увеличивается время реакции.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Недопустимо в критическую минуту пытаться покинуть машину, открыть дверцу и выпрыгнуть. Чаще всего это заканчивается трагически: водитель попадает под колеса или машина при опрокидывании придавливает его. Водитель должен всегда до конца оставаться на своем месте. Главное, когда удар уже неизбежен, препятствовать своему перемещению вперед и оберегать голову. Лучше упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, покрепче ухватиться за рулевое колесо и напрячь все мышцы.

Очень опасны неисправности тормозной системы, рулевого управления и ходовой части автомобиля, возникающие в движении. Они вызывают резкое изменение направления движения и делают часто автомобиль трудноуправляемым. Появление этих неисправностей всегда внезапно, и тяжесть их последствий зависит прежде всего от способности водителя сохранить самообладание, быстро принять решение и действовать соответственно создавшейся обстановке.

Приведем примеры критических ситуаций, которые могут возникнуть в результате технических неисправностей автомобиля.

Автомобиль двигается по дороге с сухим асфальтобетонным покрытием со скоростью 60 км/ч. Дорога идет под уклон, встречного движения нет, и водитель пустил автомобиль накатом. На уклоне автомобиль стал набирать скорость, и она уже превысила установленное на дороге ограничение. Водитель решил несколько погасить скорость и спокойно нажал на педаль тормоза. Педаль легко утопилась до пола, но автомобиль на торможение не среагировал. Водитель вторично нажимает на педаль и никакого эффекта: автомобиль продолжает набирать скорость. Мелькнула мысль — в тормозную систему попал воздух и снова, уже судорожно, нажатие на педаль! Нет, тормоза отказали…

А ведь отказ рабочего тормоза на спуске особенно опасен. Например, на уклоне 6% при отключенной от двигателя трансмиссии автомобиль, свободно катящийся накатом со скоростью 30—40 км/ч, на километровом участке набирает скорость до 70 км/ч.

Решение здесь должно быть одно: принять все меры к немедленной остановке автомобиля. Как это сделать?

На сухой дороге для гашения скорости водитель может использовать стояночный тормоз, плавно затягивая рычаг тормоза на несколько щелчков. Резкое и полное включение стояночного тормоза в движении не допускается. На скользких дорогах (а при высокой скорости — и на сухих) включение стояночного тормоза нередко приводит к заносу и даже опрокидыванию автомобиля.

Самый надежный способ остановить автомобиль с неисправным рабочим тормозом практически в любых условиях — это торможение двигателем с последовательным переходом на низшие передачи в КП. Намного сложнее обстановка, когда при отказе рабочего тормоза остановился двигатель и пустить его не удается, а рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. В этих условиях для остановки автомобиля нужно немедленно включить высшую передачу в коробке передач. При включенной передаче двигатель будет гасить скорость и не исключено, что сам начнет работать. Если он все же не пустится, водитель оставляет передачу включенной; неработающий двигатель создает большой тормозной эффект и обеспечит полную остановку автомобиля. Одновременно надо использовать и стояночный тормоз, затянув его хотя бы частично.

Что же могло произойти с рабочим тормозом, если он так внезапно отказал? Причин тут может быть несколько: или оторвался один из шлангов привода колесного тормоза (что бывает при движении через пни, камни, ветки и другие препятствия), или шланг был уже ранее частично поврежден (имел трещины, потертости), или просто был недостаточно затянут один из штуцеров привода тормозов, или перепускной клапан и тормозная жидкость из системы вытекла.

Средняя тяга привода рулевого управления может рторваться в результате износа или неправильной сборки шаровых шарниров. В момент отрыва водитель чувствует мгновенное облегчение усилий на рулевом колесе, а потом увеличение усилий и увод автомобиля вправо. Автомобиль реагирует на поворты рулевого колеса, но очень слабо. Водитель обязан приложить любые усилия на рулевом колесе, но автомобиль удержать на своей полосе движения и одновременно плавно остановить его рабочим тормозом.

Шина может разорваться при длительном движении на высокой скорости и при полной загрузке автомобиля, чаще в жаркую погоду. Разрыв сопровождается хлопком. При разрыве шины переднего колеса на рулевом колесе ощущается сильный рывок и затем постоянный увод в сторону лопнувшей шины. Если водитель в момент разрыва шины держал рулевое колесо небрежно, одной рукой, то оно может быть вырвано из руки, и автомобиль резко бросит в сторону. На большой скорости это грозит опрокидыванием или столкновением с другими транспортными средствами. Объясняется это тем, что на колесе с лопнувшей шиной возникает очень большое сопротивление качению и появившаяся сила стремится развернуть автомобиль в сторону поврежденной шины. Для предотвращения происшествия нужны быстрые и правильные действия водителя. Услышав звук разорвавшейся шины и почувствовав сильный рывок на рулевом колесе, водитель должен удержать рулевое колесо от поворотов и усилием в обратную сторону стараться сохранить прямолинейное движение автомобиля, не допуская выезда на полосу встречного движения. Одновременно он осторожно, сначала не выключая сцепления, затормаживает автомобиль рабочим тормозом до полной остановки. При появлении рыскания автомобиля торможение немедленно прекращается и возобновляется лишь после того, как автомобиль перестанет бросать из стороны в сторону. При разрыве шины заднего колеса водитель также слышит хлопок, но сильного рывка на рулевом колесе не ощущает. После хлопка появляется небольшой увод в сторону лопнувшей шины и виляние задней части автомобиля. Дальнейшие действия водителя направлены также на то, чтобы остановить автомобиль.


Рис. 1. На колесе с лопнувшей шиной возникает большая сила сопротивления качению, которая стремится развернуть автомобиль в сторону поврежденной шины

Оторваться колесо может при недостаточной затяжке болтов (гаек) его диска. Признаками слабого крепления колеса является характерный стук, прослушиваемый на небольшой скорости, виляние колеса, видимое со стороны, например из автомобиля, двигающегося сзади. Если слабо закреплено переднее колесо, то на рулевом колесе ощущаются резкие толчки, особенно при повороте. На большой скорости стук, виляние колеса и толчки на рулевом колесе почти не наблюдаются. Такое колесо может соскочить со ступицы (с тормозного барабана) и покатиться произвольно вперед или в сторону. Автомобиль получает удар, как при наезде на пороговое препятствие, и наклоняется в сторону соскочившего колеса. Тормозной барабан или ступица без колеса, катясь по дороге, создают большое сопротивление качению. При этом возникает момент сил, который стремится развернуть автомобиль в сторону соскочившего колеса, при отрыве левого колеса — на полосу встречного движения. Рулевое колесо резко и с большим усилием тянет в сторону и удержать его можно только двумя руками. В этой ситуации задачей водителя является сохранение направления движения автомобиля на своей полосе и быстрейшая остановка его. Водитель двумя руками быстро поворачивает рулевое колесо в сторону, обратную уводу машины, и, почувствовав, что при этом положении рулевого колеса автомобиль двигается прямо, продолжает крепко держать его до полной остановки. Правая нога водителя переносится на педаль рабочего тормоза и производится плавное торможение. Резко тормозить в этих условиях нельзя.

Отрыв переднего колеса вместе со ступицей встречается как результат крайне небрежной затяжки гайки крепления и регулировки подшипников ступицы. Признаком ослабления гайки и разрушения подшипников является виляние колеса, видное со стороны и сопровождаемое иногда характерным скрипом. При отрыве колеса водитель ощущает удар, резкий рывок рулевого колеса и наклон автомобиля в сторону, т. е. происходит то же, что и при отрыве колеса со ступицы, но в значительно усиленном виде (удар сильнее, рывок рулевого колеса резче, наклон автомобиля больше). Действия водителя здесь также направлены на то, чтобы удержать автомобиль на своей полосе дороги и плавно остановиться. Однако торможение здесь опасно, и его надо производить очень аккуратно, так как тормозная жидкость из тормозного цилиндра оторвавшегося колеса может вытечь. Попав в момент торможения под задние колеса, она неизбежно вызовет занос автомобиля. Все это делает применение рабочего тормоза весьма опасным, и автомобиль лучше останавливать стояночным тормозом.

Карданный вал отрывается в результате нарушения его крепления. Признаком ослабления крепления вала является вибрация корпуса автомобиля в движении.

Обычно обрывается задний конец вала, когда нарушено крепление его фланца к фланцу заднего моста. При обрыве вал, вращаясь, как хлыстом бьет в корпус автомобиля, что сопровождается большим шумом внизу. Оторвавшийся вал может при этом разрушить привод рабочего тормоза и нанести другие повреждения. Машину следует немедленно остановить рабочим тормозом.

Несколько слов о происшествиях, которые встречаются крайне редко, но иногда приводят к трагическим последствиям.

Прежде всего о пожаре в автомобиле. Чаще всего он возникает в районе двигателя. Признаками загорания являются дым из-под капота и запах горящих горючесмазочных материалов. Причинами загорания могут быть подтекание бензина в местах неплотного присоединения шлангов, плохое состояние штуцеров, прокладок, бензопроводов, ненадежное крепление электропроводов, вызывающее искрение. При обнаружении признаков пожара в районе двигателя водитель тут же выключает зажигание и отключает массу (если в салоне установлен выключатель массы), останавливает автомобиль на правой обочине дороги и дает команду всем пассажирам покинуть машину. Действуя в хорошем темпе, водитель открывает капот двигателя, Делать это нужно крайне осторожно, оберегая лицо, так как резкое открытие капота иногда сопровождается выбросом пламени. Обычно, открыв капот, водитель быстро находит очаг пожара. Любое загорание под капотом двигателя гасится огнетушителем. Если же его нет или он неисправен, то загорание в приборах электрооборудования гасится водой, для чего в крайнем случае можно использовать воду из бачка омывателя ветрового стекла. Однако если бачок омывателя заправлен жидкостью НИИСС -4 или ее смесью с водой, следует помнить, что эта жидкость огнеопасна.

При отсутствии воды загоревшийся прибор можно накрыть куском чистого брезента или толстой ткани и плотно обжать его.

Приборы системы питания тушить водой бесполезно. Для этого нужно использовать брезент, кошму, одеяло или другие ткани, не пропитанные горюче-смазочными материалами. Пожар может возникнуть и в салоне автомобиля, причиной которого чаще всего бывает небрежное обращение со спичками, сигаретами и папиросами, с раскаленным прикуривателем. Находящиеся в салоне материалы, пропитанные бензином или маслом, и емкости с огнеопасными материалами — это потенциальные очаги пожара.

Обнаружив в салоне пожар, водитель должен немедленно остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и высадить всех пассажиров. Загоревшиеся предметы выбрасываются из машины. Гасятся они огнетушителем, песком или землей, плотными материалами, способными прекратить доступ кислорода к очагу, загоревшиеся ткани затаптываются ногами. Для ликвидации пожара водитель использует пассажиров или находящихся вблизи людей.

Каждый водитель должен уметь пользоваться имеющимся в машине огнетушителем. Однако проверки показывают, что водители не умеют применять его.

Бывает и так, что автомобиль падает в воду. При этом иногда машина некоторое время держится на плаву. Водитель должен использовать эти мгновения и покинуть машину через окно двери. Открывать для этого дверь нельзя: это только ускорит погружение машины в воду.

Если автомобиль погрузился на дно при закрытых стеклах дверей, воздух сохраняется в нем еще несколько минут. Прежде всего водитель включает фары, чтобы обозначить место нахождения машины для людей, которые могут прийти на помощь. Спешить покидать машину в этой ситуации не надо. Когда вода заполнит салон наполовину, водитель, набрав полную грудь воздуха, рывком открывает дверь и как можно быстрее всплывает на поверхность. При наличии в салоне пассажиров водитель руководит их действиями и помогает им покинуть машину.

Это очень опасное состояние водителя, так как оно может привести к столкновению на высокой скорости. Такое состояние водителя почувствуют прежде всего пассажиры, которым его действия по управлению автомобилем покажутся странными. Именно они должны потребовать остановиться и порекомендовать водителю отдохнуть или физическими упражнениями, пробежкой, купанием снять с себя это состояние.

Читайте также: