Что делать если виновник дтп врет

Обновлено: 03.05.2024

Одно из самых неприятных последствий ДТП — ущерб, нанесенный транспортному средству. Возмещение этого ущерба в большинстве случаев является обязанностью страховых фирм. Ущерб пострадавшей стороне возмещается за счет средств страховой компании виновника аварии. Однако определить этого виновника не всегда просто.

Нередки ситуации, когда водители не могут самостоятельно установить, чьи же именно действия послужили причиной дорожно-транспортного происшествия. В этом случае судьями обычно выступают сотрудники ГИБДД, тщательно изучившие все обстоятельства аварии. Но возможны и другие варианты.

Как поступить, если инициатор аварии отказывается от ответственности?

Если виновник ДТП не признает вину, то помочь может сотрудник дорожной полиции. Действовать необходимо по стандартной схеме — сразу после аварии вызвать инспекторов ГИБДД для составления протокола. В протоколе подробно отразятся обстоятельства аварии, которые затем и будут использованы для выявления виновника ДТП.

Но до приезда дорожной полиции лучше провести свое собственное небольшое расследование обстоятельств ДТП, а именно:

  • Попробовать разыскать свидетелей с места аварии, расспросить их и записать их личные данные (чтобы в дальнейшем при необходимости вызвать в суд). Если дело об аварии дойдет до суда, то эти свидетели смогут дать показания непосредственно на судебном заседании или зафиксировать их на бумаге;
  • Проверить, не была ли авария заснята на камерах наружного видеонаблюдения, которые устанавливаются не только на дорогах, но и возле торговых или офисных центров и даже около некоторых многоквартирных домов.

Запись аварии можно найти и на видеорегистраторах, расположенных в автомобилях участников аварии, а также в транспортных средствах других водителей, проезжавших неподалеку от места столкновения.

Ни в коем случае не стоит пытаться переубедить инициатора аварии самостоятельно. Если человек не желает признавать свою вину, то давление на него и угрозы в его адрес могут впоследствии лишь навредить пострадавшей стороне, вплоть до административной или уголовной ответственности. А получить возмещение от виновника при этом все равно не получится.

Порядок действий по определению виновника ДТП

По большому счету сотрудники ГИБДД при составлении протокола ДТП не вправе определять его виновника. Они лишь удостоверяют факт дорожно-транспортного происшествия, случившегося в результате нарушения ПДД, а затем применяют к нарушителю соответствующее наказание. Но в точности определить виновника аварии может лишь суд, рассмотрев дело со всех возможных сторон и воспользовавшись показаниями свидетелей и прочими материалами.

В общем случае порядок действий по выявлению виновника аварии, если никто из водителей не берет на себя ответственность за ДТП, выглядит так:

  1. Сотрудники дорожной полиции разбирают все обстоятельства происшествия и составляют протокол, после чего на руки всем участникам аварии выдаются справки о ДТП. В этих справках обычно не указывается, кто именно является виновником аварии;
  2. Если инспекторы ГИБДД в ходе разбирательств приходят к заключению, что в аварии никто не виноват, то дело о ДТП закрывают. Никто не наказывается, а все участники аварии лишь получают на руки справки о ДТП, которые затем передаются страховщику;
  3. Если кто-либо из участников аварии не согласен с мнением дорожных инспекторов об обстоятельствах аварии, то он имеет право подать иск в суд с целью выявления истинного виновника происшествия;
  4. К иску потребуется приложить все необходимые документы, имеющие отношение к ДТП — протокол об административном правонарушении, справка из ГИБДД, результаты различных экспертиз, свидетельские показания, данные с видеокамер и прочее;
  5. Суд, ознакомившись со всеми материалами дела, может либо согласиться с решением сотрудников ГИБДД о степени виновности того или иного участника дорожного движения (тогда дело будет закрыто), либо не согласиться. В последнем случае будет назначено повторное расследование обстоятельств ДТП, заказаны технические экспертизы, опрошены свидетели;
  6. После проведения всех необходимых процедур суд вынесет свое решение о виновности того или иного участника ДТП. Это решение может подтвердить позицию ГИБДД, а может и опровергнуть ее;
  7. С судебным решением уже можно обращаться к страховщику для получения страховой компенсации полученного ущерба в рамках полиса ОСАГО. Если в аварии виноваты оба водителя, то они вправе рассчитывать только на частичную компенсации, сообразно собственной вине в случившемся.

Сопутствующие документы

Если водитель не хочет признавать свою вину, то это еще не значит, что ему удастся уйти от ответственности. Существует множество документов, которые полностью или частично подтверждают вину одного из участников ДТП. К ним относятся:

  • протокол с места происшествия, составленный инспектором ГИБДД;
  • постановление об административном правонарушении или заключение, содержащее в себе описание действий одного из водителей, которые в дальнейшем могут послужить основанием для его привлечения к уголовной ответственности;
  • схема ДТП, составленная на месте происшествия параллельно с протоколом;
  • заполненный бланк извещения о ДТП, который всегда выдается в нескольких копиях страховой фирмой, в качестве приложения к договору страхования ОСАГО;
  • заполненный бланк Европротокола, если обстоятельства аварии позволили уладить дело без участия сотрудников ГИБДД (при незначительном ущербе и отсутствии пострадавших).

Не во всех этих документах может быть указано лицо, виновное в произошедшем. Например, в Европротоколе или бланке извещения о ДТП виновная сторона не указывается, если никто из водителей не взял ответственность на себя.

В других документах, таких как протокол или постановление об административном правонарушении, виновник ДТП всегда указывается. Максимум, что он может сделать — поставить в них отметку о своем несогласии с инспектором ГИБДД. Это поможет в дальнейшем оспорить свою виновность в судебном порядке.

Виновник дает противоречивые показания

Нередки ситуации, когда водитель сначала признает свою вину, а после столь же легко отказывается от первоначальных показаний. Причин на такое поведение множество. Самая банальная — стресс, который испытывают водители после ДТП, не всегда позволяющий быстро и адекватно оценить обстоятельства произошедшего.

Чтобы поменять свою позицию и добиться отказа от признания своей вины в дорожной аварии, водитель пишет исковое заявление в суд и прилагает к нему все документы, которые способны так или иначе подтвердить обоснованность его требований. Как правило, заявления касательно выяснений обстоятельств ДТП подаются в районные суды. К мировому судье обращаются лишь в случае, если цена иска не превышает 50 тысяч рублей.

Судебные разбирательства по поводу того, за каким водителем имеется вина в ДТП, могут длиться очень долго, поэтому в большинстве случаев лучшим решение будет попытаться мирно договориться с виновником аварии (если его вина все-таки очевидна и практически не вызывает сомнений).

Многие водители прибегают к практике отказа от вины через суд, так как получить страховое возмещение ущерба может лишь невиновная в ДТП сторона.

Чтобы у виновника было меньше шансов избежать ответственности, стоит очень внимательно подходить к подписанию протокола и других документов, касающихся обстоятельств аварии. А лучше всего заручиться соответствующими показаниями свидетелей, данными видеокамер, видеорегистраторов или фотоаппаратов.

Если же дорожный инспектор после ДТП откажется возбуждать дело об административном правонарушении, то это означает, что пострадавший не сможет получить страховку, а разобраться в том, кто же на самом деле стал виновником аварии, будет практически невозможно. Однако и такое решение дорожного инспектора всегда можно обжаловать в судебном органе в течение 10 дней после аварии.

Перед водителями, доказавшими в суде, что не они виноваты в аварии, встает новая проблема: получение возмещения ущерба. И это очень не простая история. Корреспондент "РГ" попытался выяснить, как таким автовладельцам восстановить справедливость и есть ли на это шансы.

Водителю, невиновному в ДТП с нарушителем правил, возместить ущерб пока проблематично. Фото: Александр Корольков

Водителю, невиновному в ДТП с нарушителем правил, возместить ущерб пока проблематично. Фото: Александр Корольков

Напомним, что в июне этого года Пленум Верховного суда выпустил постановление, в соответствии с которым тот, кто сам нарушает правила, например, едет по обочине, или во встречном направлении по односторонней дороге, или проезжает на красный свет, никаких преимуществ перед другими водителями не имеет. Даже если едет по главной дороге. То есть у тех, кто едет по второстепенной не возникает обязанности уступить дорогу такому автомобилю. Такие решения ВС выносит несколько лет подряд и только в июне закрепил эту свою позицию в постановлении Пленума.

Отмена постановления по делу об административном правонарушении не означает, что "виновником" такого ДТП автоматически признается иной участник

Но пока не было этого постановления, а были отдельные решения по конкретным случаям, суды нижних инстанций как-то не особо разбирались, кто кому обязан или не обязан уступать дорогу. В результате, даже после постановления Пленума, ВС по прежнему приходится исправлять ошибки нижестоящих инстанций.

И тут уже адвокаты начали предостерегать водителей от принятия на вооружение нового видения правил дорожного движения. Как пояснил адвокат Сергей Радько, когда водитель совершает поворот налево, то он обязан обеспечить безопасность своего маневра. При этом он не уполномочен оценивать законность действий других водителей. Решение же Верховного суда говорит только о том, что такого водителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он не уступил дорогу водителю, нарушавшему правила.

Фото: iStock

- Постановление ВС означает лишь отсутствие вины в правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ, - поясняет Радько. - В нем нет и не может быть ни слова о вине второго участника ДТП именно в происшествии. То есть в причинении вреда транспортным средствам, а значит, получить по ОСАГО возмещение ущерба будет не так-то просто. Ведь страховщик для решения вопроса об этом пожелает увидеть документ, из которого прямо следует вина нарушителя именно в столкновении, а не просто в движении по обочине.

При этом, если в суде (или тем более - в рамках уголовного дела, при наличии в ДТП пострадавших с тяжким вредом здоровью) встанет вопрос об исследовании обстоятельств аварии, ее причин, грамотный эксперт рассмотрит соответствие действий обоих водителей всем требованиям Правил. В действиях "не пропустившего" могут быть усмотрены несоответствия пункту 8.1 Правил, обязывающего водителя при совершении манёвра в любых случаях не создавать опасность для движения.

Положения пункта 10.1 Правил, обязывающего во всех случаях при возникновении опасности снизить скорость вплоть до полной остановки, тоже никто не отменял. Чьё конкретно нарушение повлекло именно столкновение и кто в конечном счете будет считаться ответственным за причинение вреда - заранее предсказать невозможно.

Напомним, что с момента аварии и до решения ВС прошло больше года. При этом тот, кто не нарушал правила, уже восстановил машину за свой счет, а его страховая компенсировала ущерб тому, кто двигался по обочине. Коэффициент за безаварийную езду увеличился.

Как сообщили "РГ" в пресс-службе Российского союза автостраховщиков, отмена постановления по делу об административном правонарушении не означает, что "виновником" данного ДТП автоматически признается иной участник. Если решение суда в рассматриваемом примере означает отсутствие гражданской ответственности, ошибочно возложенной ранее на водителя, и страховщик примет решение об удалении сведений о такой выплате из АИС ОСАГО (именно эта система рассчитывает коэффициент аварийности), то эта выплата на него влиять не будет.

Если суд решил, что водитель, ранее признанный ответственным за причинение вреда вследствие нарушения им Правил, нарушения не допускал, и при этом в решении суда прямо указано лицо, ответственное за причинение вреда в ДТП, то страховой случай по ОСАГО урегулируется в обычном порядке.

Фото: Сергей Михеев

Автовладелец, который, как установил суд, не нарушал, вправе подать своему страховщику заявление о прямом возмещении убытков. Проводится независимая техническая экспертиза (если возможно) и решается вопрос о страховом возмещении. Конечно же, страховщик, который ранее сделал выплату, вправе потребовать ее от другого участника аварии, получившего выплату. Взыскивать ее или нет, решает сам страховщик, исходя из обстоятельств дела, выплаченной суммы, возможных судебных издержек и т.п.

Если суд решил, что водитель, ранее признанный ответственным за причинение вреда из-за нарушения Правил, нарушения не допускал, но при этом нет решения в отношении второго водителя, то получается, что оба водителя были ответственными за причинение вреда (так называемая "обоюдная вина"). В такой ситуации, в соответствии с законом об ОСАГО, должна быть произведена выплата обоим участникам в равных долях. Это приводит к тому, что водителю, который, как установил суд, не нарушал Правил, страховщик сможет заплатить только 50 процентов от суммы, которую рассчитает независимая техническая экспертиза по данному ущербу.

Таким образом, одного лишь освобождения от обвинения в нарушении правил мало. Добившись этого, водителям попавшим в подобную ситуацию, необходимо снова начинать судебный процесс, чтобы установить виновника именно аварии. С учетом сроков нашего правосудия, это становится просто бессмысленной тратой времени и денег.


Попав в аварийную ситуацию, многие автовладельцы начинают паниковать и совершать неосознанные действия. Некоторые даже скрываются с места ДТП. Полис обязательного страхования ОСАГО предусматривает выплату компенсаций, когда держатель полиса невиновен в произошедшем, а все участники известны. Но что делать по обязательному автострахованию, если инициатор аварии скрылся с места происшествия? Можно ли в таком случае рассчитывать на возмещение ущерба?

Порядок действий

Не лишним будет зафиксировать и примерный характер повреждений, например, разбита левая передняя фара или повреждён бампер слева. Эти данные помогут сократить время на поиски скрывшегося. После этого необходимо в срочном порядке вызвать сотрудников ГИБДД.

  1. Пытаться догнать нарушителя самостоятельно.
  2. Покидать место происшествия.
  3. Передвигать повреждённое транспортно средство.

Первый и второй пункт может стать причиной уголовной ответственности. Поэтому ни при каких обстоятельствах не покидайте место аварии. Если самостоятельно передвигать повреждённый транспорт, страховая компания может отказать в выплате, так как не удастся установить точные причины аварии и определить виновника.

Обратите внимание. Если пострадавшему стало плохо, и его увезли на карете скорой помощи — это не считается оставлением места ДТП. Такие меры предусмотрены на законодательном уровне и расцениваются как нештатные ситуации, требующие срочной госпитализации пострадавшего. В данной ситуации инспектор ГИБДД составляет протокол совместно с независимыми свидетелями со стороны.

Поиск свидетелей

Что делать по ОСАГО, если второй участник скрылся с места ДТП до приезда инспектора ГИБДД? В таком случае очень важны свидетели, поэтому нужно приложить максимум усилий, чтобы их найти. В их качестве могут быть случайные прохожие, зафиксировавшие факт аварии, продавцы из соседних магазинов или жильцы близлежащих домов. При этом достаточно 1—2 человек, которые смогут подтвердить слова пострадавшего.

  1. Ф.И.О и контакты.
  2. Текст свидетельских показаний (когда, где и как произошло столкновение).
  3. Дата и подпись с расшифровкой.

Важно! Если у вас есть видеорегистратор, обязательно остановите запись после ДТП. Многие модели способны фиксировать лишь несколько фрагментов, а после заполнения карты памяти начинается перезапись. Помните, что видеотехника — не только хороший свидетель, но и прямое доказательство невиновности водителя.

Что делать, если виновник не установлен

  1. Написать претензию в страховую компанию.
  2. Зафиксировать факт её подачи.
  3. Дождаться ответа от руководства.
  4. В случае неудовлетворительного ответа обратиться в суд.

В судебный участок необходимо предоставить всю имеющуюся документацию, записи регистратора (если они есть) и протоколы с места ДТП. Бывает, что судья выносит решение, при котором оба участника аварии виноваты в равной степени. В таком случае высчитывается процент виновности, сумма ущерба, а компенсация выплачивается сразу после повторного обращения в страховую компанию. Если пострадавший докажет вину водителя, скрывшегося с места происшествия, компенсация выплачивается в полном объёме.

Правила оформления протокола

  1. Данные пострадавшего и инспектора, составлявшего протокол.
  2. Подробное описание случившегося.
  3. Данные о свидетелях, их контакты и показания.
  4. Уровень дорожного покрытия, видимость разметок и знаков, исправность светофоров.
  5. Описание погодных условий на момент аварии.
  6. Размер тормозного пути. Если его измеряет инспектор, обязательно произведите повторный замер.

Кроме материалов в письменном виде, к сведению принимаются видео и фото. Всё это прикладывается к протоколу и обязательно фиксируется в нём. После оформления документа необходимо его внимательно перечитать, чтобы не упустить ни одной мельчайшей детали.

Также немаловажна и составленная инспектором схема. На ней должны отражаться светофоры, близлежащие здания, знаки дорожного движения, разметка, направление движения вашего транспортного средства и названия улиц. Если есть какие-либо расхождения или неясности, обязательно сообщите об этом сотруднику ГИБДД, чтобы он внёс поправки.

Обратите внимание. При несоответствии дорожного покрытия ГОСТу (большие ямы, трещины, выбоины, открытые колонки и прочее) виновниками аварии могут признать дорожные службы. Если на дороге есть существенные дефекты, обязательно попросите инспектора зафиксировать их в протоколе.

Уведомление страховой компании

После того как инспектор ГИБДД оформит протокол и зафиксирует страховой случай, необходимо сообщить об этом страхователю. Это следует сделать как можно быстрее, даже если виновник ДТП скрылся с места происшествия и находится в розыске. При обращении в страховую компанию клиенту потребуется подготовить пакет обязательной документации.

Действия и пакет документов — как получить выплату

  1. Копия паспорта человека, который будет получать компенсацию.
  2. Заявление о наступлении страхового случая.
  3. Водительские права пострадавшего.
  4. Талон техосмотра, подтверждающий, что ТС было исправно на момент аварии.
  5. Документы на транспортное средство.
  6. Полис ОСАГО.
  7. Банковские реквизиты для получения компенсации.
  8. Справка о ДТП от инспектора ГИБДД.
  9. Постановление о том, что виновник привлечён к административной ответственности (если инспектор выдал такой документ).
  10. Квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора (если он применялся).
  • цену запасных частей, требующихся для осуществления ремонта;
  • расходы на лакокрасочные изделия, шпаклёвку и прочее;
  • амортизационный износ ТС на момент страхового случая;
  • стоимость ремонтных работ по прайсу автомастера;
  • цену транспортного средства до аварии.

По правилам ОСАГО компенсация выплачивается каждому автовладельцу, чьё здоровье или имущество пострадало по вине третьих лиц. Если суммы, определённой экспертом, не хватает на покрытие расходов, держатель полиса вправе обратиться в судебные инстанции.

Компания вправе отказать в выплате компенсации, если у повреждённого транспортного средства нет талона техосмотра или диагностической карты. В таком случае возмещение ущерба невозможно даже через суд.

Что делать, если у виновника нет полиса ОСАГО

  1. Подать исковое заявление в суд с требованием обязать виновника выплачивать ущерб.
  2. Обратиться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков). Актуально только в том случае, если здоровью автовладельца причинён вред.

Если у пострадавшего есть полис КАСКО, то компенсация возможна именно по этой программе, а не по ОСАГО. Тогда клиенту следует обратиться к страхователю и заявить, что виновник аварийной ситуации не имеет полиса обязательного страхования.

В случае, когда инициатор ДТП скрылся с места происшествия, ОСАГО возмещает ущерб, но для этого требуется соблюдать ряд правил. Важная составляющая в процессе получения компенсации — сбор документов, поэтому к вопросу нужно подходить ответственно, не поддаваясь панике.

фото виновника ДТП, не признающего вину

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

Попавший в аварию водитель должен быть готов к тому, что лицо, спровоцировавшее столкновение, будет принимать все меры для того чтобы уйти от ответственности. Такие ситуации не являются редкостью и обычно не обходятся без судебного разбирательства. Что делать, если виновник ДТП не признает вину? Как добиться компенсации? Эти вопросы часто задают автоюристу, поэтому давайте рассмотрим их более детально.

Обстоятельства, требующие обращения в суд

В результате дорожно-транспортного происшествия могут быть повреждены автомобили или другое имущество, пострадать (погибнуть) люди. За все это придется кому-то отвечать. При наличии у сторон полисов автогражданской ответственности ОСАГО убытки возмещает страховая компания виновника.

  • 400 тысяч рублей – возмещение материальных убытков;
  • 500 тысяч рублей – компенсация вреда, причиненного жизни или здоровью человека.

При сложных авариях этих средств может оказаться недостаточно. В таком случае недостающие деньги придется выплачивать виновнику происшествия. Поэтому лицо, чьи действия спровоцировали происшествие, определить нужно обязательно.

Не каждый водитель является законопослушным гражданином, поэтому вину участника ДТП нередко приходится устанавливать. Сделать это могут сотрудники ГИБДД. Если по каким-либо причинам им это не удастся, единственным выходом для пострадавшей стороны окажется обращение в суд.

Способы установления виновника аварии

Если виновник аварии не признает вину, ее приходится устанавливать. Сделать это могут:

  • выехавшие на место происшествия сотрудники ГИБДД;
  • рабочая группа специалистов Госавтоинспекции;
  • суд.

Перед выехавшими к месту столкновения инспекторами ставится множество важных задач. Они должны:

  • выяснить обстоятельства случившегося;
  • определить водителя, действия которого спровоцировали происшествие;
  • восстановить картину ДТП.

Выполнив все эти действия, представители ГИБДД составляют по отношению к виновному протокол об административном наказании. На практике это возможно не всегда. Бывают ситуации, когда:

  • из-за сложности происшествия невозможно на месте определить виновную сторону;
  • нарушены статьи ПДД, за которые нельзя привлечь к ответственности по КоАП РФ.

В таком случае возбуждают административное дело, которое расследуется рабочей группой сотрудников Госавтоинспекции.

Изучив предоставленные материалы, специалисты могут вынести постановление о прекращении дела, привлечь к ответственности одного или нескольких участников аварии. В особо сложных случаях, когда даже сотрудники ГИБДД не могут определить и назвать виновника, сторонам придется решать вопрос в судебном порядке. Перед обращением в суд истец должен попробовать урегулировать спор мирным путем. Процедура требует определенного опыта и знаний, поэтому давайте установление виновника происшествия в судебном порядке рассмотрим более детально.

Досудебное урегулирование спора

При подаче искового заявления об установлении виновника аварии автоюристы советуют в качестве ответчика называть не только виновную сторону, но и страховую компанию.

Действующее законодательство России требует в случаях, когда ответчиком выступает юридическое лицо, обязательно проводить досудебное урегулирование спора. Документ пишется в простой форме. Основное условие – обоснованные требования, подкрепленные ссылками на соответствующие законодательные нормы. Дополняется обращение пакетом бумаг, подтверждающих право заявителя выдвигать претензии. Вручить претензию можно лично, Но обычно такие послания отправляют по Почте России заказным письмом с уведомлением.

Рассматривается обращение в течение 10 дней с момента получения. Если получатель не отвечает, на следующем этапе подается иск в суд.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

К сожалению, стать участником дорожно-транспортного происшествия может любой автомобилист. Скорость разрешения вопросов, связанных с восстановлением обстоятельств аварии и получением страхового возмещения, напрямую зависит от слаженности действий участников ДТП.

Что делать, если виновник ДТП отказывается признавать свою вину

Однако не все автолюбители готовы признать свою вину за аварию, ведь это влечет для них появление определенных проблем, в частности, со страховкой.

Многие автовладельцы, чтобы обезопасить себя, оформляют полиса ОСАГО. В случае наступления по их вине дорожно-транспортного происшествия, водителям не придется самостоятельно компенсировать ущерб, полученный владельцем поврежденного транспорта.

Однако страховая компания может отказать в выплате пострадавшему компенсации, если вина страхователя не будет установлена. Однако если виновник дорожно-транспортного происшествия отказывается признать свое нарушение ПДД, пострадавший впоследствии сможет привлечь его к административной, гражданской или уголовной ответственности.

Что делать, если виновник ДТП не признает свое вину

Если участник ДТП понимает, что лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии отказывается признавать свою вину, он должен действовать по стандартной схеме: прежде всего, необходимо пригласить на место аварии сотрудников ГИБДД для фиксации обстоятельств столкновения.

Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен:

  1. Найти свидетелей случившегося, который смогут дать показания о виновности второго участника аварии в столкновении.
  2. Следующий шаг – получение от свидетелей из контактных номеров телефона. Это необходимо для того, чтобы в случае судебного разбирательства автолюбитель смог созвониться с присутствовавшими на месте ДТП и взять с них письменные показания или попросить засвидетельствовать свою точку зрения в суде.
  3. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание во время ожидания приезда сотрудников ГИБДД – камеры видеонаблюдения. Сейчас такие фиксирующие устройства устанавливаются не только на дорогах и крупных магазинах, но и на обычных многоквартирных домах.
    Поэтому поиск записей с камер видеонаблюдения не должен занять у автовладельца много времени.

Ни в коем случае нельзя паниковать и пытаться вразумить виновника дорожно-транспортного происшествия силовыми методами. Впоследствии это может негативно отразиться на положении пострадавшего автовладельца – он не только не получит возмещения, но и может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

В 2006 году закончила Амурский государственный университет по специальности "юриспруденция". 2006-2013 - Арбитражный суд Амурской области. 2013 по настоящее время - юрист в Амурском областном онкологическом диспансере.

Бывает, что водитель признал вину, а потом отказался брать на себя ответственность за правонарушение. В такой ситуации пострадавшему следует проследить, чтобы ГИБДД грамотно составила все документы, а также заручиться поддержкой свидетелей. Затем можно подавать документы в страховую компанию. Недобросовестный водитель должен будет доказывать свою невиновность в судебном порядке.

Отношения с виновником ДТП

Если автомобилист, виновный в столкновении транспортных средств, отказывается признавать свою вину, пострадавший ни в коем случае не должен вступать с ним в полемику и отстаивать свою точку зрения.

Не стоит также поддаваться на уговоры такого автолюбителя и урегулировать вопрос без вызова на место аварии сотрудников дорожной инспекции. Без должного оформления ДТП, впоследствии виновный автовладелец сможет дать показания, по которым в столкновении будет виновато лицо, фактически пострадавшее в автомобильной аварии.

После прибытия на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников дорожной инспекции, ими составляется протокол. Если автомобилист не оспаривает свою вину, сразу же может быть составлено постановление об административном правонарушении.

Если же сотрудникам ГИБДД не удается установить все обстоятельства ДТП, ими возбуждается дело об административном правонарушении.

Действия пострадавшего, если виновник не признает вину

Что делать, если виновник ДТП отказывается признавать свою вину

Еще несколько лет назад у сотрудников дорожной инспекции была возможность выносить приговор при разбирательстве обстоятельств дорожно-транспортного происшествия. Лицу, виновному в ДТП, выдавалась справка, после чего он принимал решение, стоит возмущаться по данному поводу или нет.

Это быстро и бесплатно!

Сейчас же законодательство изменилось и теперь сотрудник ГИБДД не имеет права выносить постановление об административном правонарушении, если виновник отказывается признавать, что авария произошла из-за несоблюдения им правил дорожного движения.

Теперь если автовладелец отказывается признавать вину, сотрудниками ГИБДД составляется справка о ДТП, которая передается пострадавшему лицу. С этой справкой автомобилист обращается в страховую компанию для получения компенсационной выплаты.

Если страховщик отказывается выплатить возмещение, собственник поврежденного транспортного средства может обратиться в суд для получения компенсации аза причиненный его имуществу или здоровью ущерб.

Однако автомобилист, которому навязывают его виновность, также имеет право обратиться в суд. В этом случае именно судья будет должен доказать или опровергнуть виновность автолюбителя в дорожно-транспортном происшествии.
Соответственно, пока рассмотрение дела не будет закончено, пострадавший автомобилист не может рассчитывать на получение возмещения от страховой компании, так как виновность второго участника ДТП не установлена.

Порядок действий

Можно определить порядок действий, руководствуясь которым, автомобилист сможет доказать, что второй водитель, принявший участие в ДТП, и есть лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии.

  1. Прежде всего, автолюбитель должен вызвать на место столкновения сотрудников дорожной инспекции, которые смогут установить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, составить все необходимые документы об аварии.
  2. По результатам исследования сотрудниками дорожной инспекции выносится решение, всем участникам ДТП выдаются соответствующие справки, с которыми позднее можно будет обратиться в суд или в страховую компанию для получения возмещения для ремонта автомобиля.
  3. В соответствии с требованиями кодекса об административных правонарушениях, виновный водитель должен быть привлечен к ответственности путем наложения на него штрафа.
  4. Если впоследствии разбора дела дорожным инспектором будет установлено, что никто из водителей невиновен в дорожно-транспортном происшествии, никто из них не привлекается к ответственности. Оба автолюбителя получают только справки о ДТП, с которыми позднее они смогут доказывать свою точку зрения.
  5. Если один из автовладельцев не согласен с полученным документом, он имеет право обратиться в суд для установления виновника дорожно-транспортного происшествия.
    Вместе с исковым заявлением, истец должен предоставить суду документы о понесенных расходах на свое лечение, восстановление поврежденного транспортного средства, а также доказательства вины второго автомобилиста (записи с камер, показания свидетелей).
  6. На следующем этапе судья проводит расследование дела. По необходимости, в качестве доказательств используются материалы, составленные сотрудниками ГИБДД, прибывшими на место происшествия.
  7. Судья имеет право не согласиться с решением дорожного инспектора, запросить проведение повторного расследование обстоятельств аварии, проведение технической экспертизы, вызова на заседания свидетелей произошедшего.
  8. По итогам проведения дополнительного расследования и экспертиз, судья принимает новое решение о признании автомобилиста виновным или невиновным в автомобильной аварии.
  9. После получения нового судебного решения, владелец поврежденного транспортного средства имеет право обратиться в свою страховую компанию или в компанию виновника ДТП для получения страхового возмещения для восстановления своего автомобиля.
  10. Если в ходе судебного разбирательства будет установлена обоюдная вина участников ДТП, автомобилисты имеют право обратиться к страховщику для получения частичной компенсации полученного ущерба в размере, исчисляемом в зависимости от степени их виновности в случившемся.

Можно ли обезопасить себя

Можно ли обезопасить себя от того, что второй водитель будет отказываться признавать свою вину и всячески пытаться избежать ответственности? Именно такой вопрос интересует многих автомобилистов.

Что делать, если виновник ДТП отказывается признавать свою вину

На самом деле, вывести виновника дорожно-транспортного происшествия на чистую воду может оказаться не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы получить такую возможность, автолюбителю необходимо придерживаться нескольких простых правил:

Если сотрудник дорожной инспекции отказывает автомобилисту в возбуждении административного дела, это может иметь сразу несколько значений:

  1. Поиск истины усложняется в несколько раз.
  2. Потеря шанса для пострадавшего в получении страховой выплаты в рамках действий страхового полиса ОСАГО.

В соответствии с нормами законодательства, водитель может обжаловать полученное постановление в течение 10 дней с даты его выдачи.

Читайте также: