Алкоголь и руль последствия дтп в пьяном состоянии статистика

Обновлено: 03.05.2024

Во-вторых, если ДТП было незначительным, а водитель оказался в нетрезвом состоянии и решил обмануть всех окружающих, выпив на глазах у окружающих алкоголь после ДТП – это 100% лишение прав со штрафом в 30 000 рублей, так как у инспектора уже не будет сомнений в нетрезвости водителя. В данном случае становится абсолютно не важным, в каком состоянии он находился до ДТП. Если бы участник не стал прибегать к столь отчаянным мерам, то вполне возможно его нетрезвое состояние могли попросту не заметить (всякое бывает).

Что будет если выпил после ДТП?

Наказание, предусмотренное за непрохождение медицинского освидетельствование на наличие опьянения у водителя в связи с ДТП, участником которого он является, в силу ст. 12.26 КоАП РФ влечет наложение штрафа в размере 30 тыс. рублей.

Стоит отметить тот факт, что вне зависимости от того, находился ли водитель в состоянии алкогольного опьянения до происшествия или нет, он не сможет пройти освидетельствование, а следовательно понесет административное наказание.

Так же согласно ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ за нарушение п. 2.7 ПДД (запрет на употребление алкогольных напитков и других дурманящих средств после ДТП водителем), участник ДТП, выпивший после происшествия, будет подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 30 тыс. рублей.

Оба предусмотренных КоАП РФ административных наказания так же помимо штрафа устанавливают обязательное лишение прав на управление транспортным средством на срок от полутора до двух лет.>

Как избежать наказания, если скрылся с места ДТП

Действующий КоАП п.2 ст.12.27 дает четкие разъяснения, что бывает при покидании места ДТП:

2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния -влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Выписка из КоАП п.2 ст.12.27

На практике же прав лишают даже при незначительных материальных повреждениях без пострадавших. При этом всегда необходимо знать заранее, как избежать наказания, если скрылся с места ДТП. Существует несколько процедур, которыми можно воспользоваться для доказательства собственной невиновности:

  • Cогласие участников ДТП о возмещении ущерба, если нет пострадавших среди людей.
  • Cоставление европротокола.


К тому же можно воспользоваться дополнительными внешними факторами. К примеру, слишком большой шум вокруг может стать причиной для смягчающих обстоятельств, т.к. вы физически могли не услышать произошедшего, из-за чего продолжили движение.

Как избежать наказания, если выпил после ДТП?

Если водитель, ставший участником ДТП, употребил алкогольный напиток после происшествия, но после подачи объяснительной сотруднику ГИБДД, то он не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.

Так как именно в ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ указано, что наказание предусматривается за нарушение водителем данных правил до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования.

Решение об освобождении от медицинского освидетельствования на алкогольное опьянение оформлению не подлежит, а следовательно, при вручении уполномоченному должностному лицу объяснения о случившемся происшествии, водитель имеет право употребить алкоголь, но только в том случае, если дальнейшее управление транспортным средством не предполагается.

Следует быть внимательным и при просмотре протокола, иногда единственным выходом избежать административной ответственности будет обжалование протокола об административном правонарушении в связи с нарушением процессуальных действий при составлении, которые влекут недействительность данного документа.

Как наказывается

Административные штрафы за нарушение пункта 2.7 ПДД, статьи 12.7 части 3 КоАП России предусмотрены в размере 30 тыс. р. Кроме того, следует административное наказание в виде лишения через суд водительских прав на срок от полутора до двух лет.

алкоголь и ДТП

За сопутствующие статьи, которые могут быть предъявлены, предусмотрены аналогичные меры: ст. 12.8 ч. 1 вышеуказанного Кодекса (управление транспортным средством в состоянии опьянения) – наказание в виде лишения права управления авто + 30000-й штраф; ст. 12.26 ч. 1 названного Кодекса, за не прохождение медосвидетельствования – такие же санкции.

Ответственность

ДТП с пьяным водителем, как правило, чаще всего происходят с человеческими жертвами. Именно поэтому за последние годы наказание за такое правонарушение постоянно ужесточалось. Теперь при определенных обстоятельствах виновному водителю может грозить даже уголовная статья.

Далеко не все водители попадаются за то, что садятся за руль автомобиля в нетрезвом виде. Часто такое нарушение раскрывается именно при дорожно-транспортном происшествии. Избежать административного наказания в таком случае не удастся: запрет принимать спиртные, наркотические или другие препараты, влияющие на скорость реакции, четко прописан в действующем законодательстве.

Если водителя остановил сотрудник ДПС и было доказано употребление спиртного, в соответствии со статьей 12.8 КоАП РФ к нему будет применено следующее наказание:

  • денежное взыскание в сумме 30 тыс. рублей;
  • лишение права управления транспортным средством на срок от 1,5 до 2 лет.

Административное взыскание применяется только при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния: нет человеческих жертв или пострадавших с признаками нанесения тяжкого телесного вреда.

Если ДТП в состоянии алкогольного опьянения не повлекло ущерба жизни и здоровью граждан, от водителя ожидается выполнение обычных обязанностей при аварии. Для определения административного наказания, когда нет пострадавших, учитываются статьи 12.8 и 12.27 КоАП. Уголовная ответственность не применяется.

ДТП в состоянии алкогольного опьянения с пострадавшими влечет более серьезные последствия. К виновнику дорожного происшествия может быть применено уголовное наказание, при этом административное взыскание в виде денежного штрафа и лишения прав не отменяется.

Когда виновник ДТП пьяный и это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью гражданина, применяются нормы УК, статья 264. В ней прописаны нарушения правил движения и эксплуатации транспортного средства, которые по неосторожности приводят к ущербу. О лицах, управляющих автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сообщается в части 2. Предусмотрено следующее наказание:

  • принудительные работы на срок до 5 лет с запретом заниматься определенными видами деятельности или занимать должности в течение следующих 3 лет;
  • лишение свободы от 3 до 7 лет с ограничением на определенные виды деятельности.

Виновник не освобождается от обязанности компенсировать нанесенный ущерб каждому участнику дорожного происшествия, в том числе выплатить возмещение расходов на лечение и за период временной нетрудоспособности пострадавшему.

Если произошло ДТП со смертельным исходом, наказание ужесточается. Взыскание регламентируется статьей Уголовного кодекса 264, ч. 4.

Если нарушение Правил дорожного движения или норм эксплуатации автомобиля привело к смертельному исходу, а лицо, управляющее транспортным средством, находилось в состоянии алкогольного опьянения, последует наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет с ограничением права заниматься определенной деятельностью или занимать должности в течение 3 лет.

В соответствии с п. 6 ст. 264 УК, если в результате тех же действий наступила смерть двух или более лиц, наказание будет следующим:

  • лишение свободы на срок от 8 до 15 лет;
  • лишение возможности заниматься определенной деятельностью на 3 года.

После ДТП проводится взыскание ущерба с виновника. Если было доказано, что причиной столкновения стали действия другого, трезвого, водителя, пьяный будет наказан только по статье КоАП 12.8 — штраф 30 тыс. рублей и лишение прав от 1,5 до 2 лет.

Если водитель выпил после дтп но отказывается проходить освидетельствование какие санкции

Вождение в состояние алкогольного опьянения являет собой довольно строгое несоблюдение правил дорожного движения. Видом взыскания за данный вид правонарушение, может быть лишение прав минимум на полтора года.

При соглашение лица с его правонарушением, протокол и акт освидетельствования будет направлен в суд. До окончательного решения суда, водитель не имеет права управлять любым транспортом. При лишение автомобиль будет отправлено на штраф площадку, с которой его сможет забрать лицо имеющие права на право управления транспортным средством.

Подводя итог, с уверенностью говорим, что употребление спиртных напитком перед управлением транспортным средством может привести к плохим последствиям, могут потерпеть невинные люди. В данное время ужесточаются стати по поводу управления транспортным средством в состояние алкогольного опьянения, а также рассматривается законопроект про притягивание нарушителей данной стати к уголовной ответственности с конфискацией транспортного средства. Надеясь на то что принимая такие меры ситуация на дорогах улучшиться.

Предлагаем ознакомиться: Как оформить дарственную на квартиру в 2020 году

Употребление алкоголя после ДТП

Иногда водитель говорит, что выпил после ДТП, а за рулем был трезв. Однако законодательная база предусматривает такое развитие событий и вводит запрет на употребление спиртных или наркотических веществ после происшествия.

Об этом требовании написано в п. 2.7 ПДД. Водитель не имеет права пить до тех пор, пока не будет проведено медицинское освидетельствование на предмет алкогольного опьянения или до момента принятия окончательного решения об освобождении от проведения данной процедуры.

Эта норма закона предупреждает водителя, что не следует снимать стресс после происшествия. В этом случае доказать, что алкоголь был употреблен после ДТП, практически невозможно, даже если это правда.

Водитель совершил ДТП в пьяном виде, что его ждет

Что будет пьяному водителю попавшему в ДТП? В первую очередь, наступает административная ответственность – ст. 12.8.1 КоАП РФ.
Она заключается в том, что нетрезвый водитель авто заплатит штраф в сумме 30 тысяч рублей и лишится прав на определенный период – по решению суда он может составить от полутора до двух лет.

Если водитель, причастный к ДТП в нетрезвом виде был без прав, его может ждать арест на срок до 15 суток.

Само собой, авария в пьяном виде подразумевает также и необходимость возмещения всего причиненного ущерба пострадавшим в ДТП сторонам. Сюда входят как материальная, так и моральная составляющие.

Если в ходе дорожного происшествия с участием пьяного водителя серьезно пострадали люди, то возрастает вероятность и уголовной ответственности. Ее мера будет зависеть от степени нанесенных повреждений и числа потерпевших.

Кроме того, на размер наказания будет влиять и то, как часто ранее гражданин был замечен за нетрезвым вождением за рулем. Если это были неоднократные случаи, то существует риск привлечения к ответственности и тогда, когда ущерб причинен не был.

Административный штраф и лишение прав за вождение в нетрезвом виде назначает суд. Это обусловлено тем, что два упомянутых вида наказания применяются одновременно.

Селиванов Вечеслав Андреевич

Юрист, специализация гражданское право.

За совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения наказание предусмотрено статьями Уголовного и Административного кодекса. Бывают ситуации, когда человек в дтп не виноват, но был пьян, в этом случае, ответственности в виде лишения прав не избежать. В отношении него будет составлен протокол по ст. 12.8.1 КоАП РФ, и передан в мировой суд.

Порядок действий при ДТП с пьяным водителем

Если произошло дорожное происшествие с участием водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, действия те же, что и в остальных случаях при ДТП. Они прописаны в Правилах дорожного движения, часть 2, п. 2.5:

  1. Остановить транспортное средство.
  2. Оказать первую домедицинскую помощь пострадавшим и вызвать бригаду скорой помощи.
  3. Принять меры для сохранения всех деталей аварии.
  4. Выставить знак аварийной остановки, включить аварийную световую сигнализацию.
  5. Вызвать сотрудников полиции.
  6. Не перемещать и не уничтожать объекты, связанные со столкновением: не убирать обломки, стекла и прочее.

Некоторые водители решают, что в случае ДТП в состоянии алкогольного опьянения лучшее решение — скрыться с места происшествия. Якобы за это время алкоголь выйдет из крови, и наказание будет более легким.

На самом деле оставление места происшествия — состав нарушения по статье КоАП 12.27, часть 2. Наказание за данное правонарушение — лишение прав на срок от 1 до 1,5 лет или административный арест до 15 суток.

Как алкоголь влияет на реакцию водителя

Дорожно-транспортные происшествия – не редкость. Как показывает статистика, большая часть ДТП случается по вине водителя, который, прежде чем сесть за руль, употребил спиртосодержащий напиток. При этом все автовладельцы предупреждены и осознают всю ответственность за подобное правонарушение.

Несмотря на меры, которые применяют представители закона к выпившим водителям, всегда найдется человек, который будет уверен, что именно с ним подобного не произойдет. Но в действительности каждый, кто садится за руль в нетрезвом состоянии рискует пострадать в происшествии на дороге, а также подвергает большой опасности пешеходов и других участников движения. Время реакции водителя увеличивается, то есть, он не так остро реагирует на нестандартную ситуацию, не успевает выполнить маневр, что приводит к крайне неприятным последствиям.

Как трезвый водитель реагирует на обстоятельства на дороге?

Скорость реакции водителя на дороге, время принятия решения – одна из важных составляющих безопасной езды. Этими факторами определяется профессионализм автомобилиста, безопасность на дороге, которую он способен обеспечить пассажирам, пешеходам, другим водителям.

Не секрет, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия является медленная реакция на анализ обстановки и принятие определенных мер.

Реакция автомобилиста

Скорость реагирования на опасность, оценка возникновения нестандартной ситуации определяется временным периодом от обнаружения опасности до момента совершения действий, которые призваны предупредить аварию. Все зависит от реакции водителя, который может применить резкое торможение, совершить маневр посредством руля.

Быстрота реагирования на изменение дорожной обстановки и возникновение опасной ситуации оценивается временным интервалом между моментом обнаружения водителем опасности и моментом начала принятия мер для предотвращения аварии. Такими мерами могут быть: резкое торможение, поворот руля.

Первостепенную роль играет способность человека оперативно реагировать на любые изменения.

Cитуации могут носить простой и сложный характер:

  1. Пример простой ситуации – впереди едущая машина совершает резкое торможение. Водитель сзади сбрасывает скорость и тормозит.
  2. Пример сложной ситуации – автомобили находятся на нерегулируемом перекрестке, соединяющем равноправные дороги. На перекрестке присутствует пешеходный переход. Здесь водитель сосредотачивает внимание на человеке, который двигается по дорожной пешеходной разметке, а также на другие транспортные средства. При появлении опасности водитель совершает сложные действия, например, поворачивает руль, одновременно нажимает на тормоз. В 90% случаев у автомобилиста есть доля секунды, чтобы оценить обстановку и совершить нужное действие.

Итак, какое среднее время реакции водителя? Ответ на этот вопрос кроется в нормативах, установленных по результатам экспертиз, которые назначаются для определения причин ДТП, стандартное время, которое имеет водитель для реакции составляет 0,8 секунды.

Водитель спит за рулем

Скорость реагирования водителя за рулем во многом зависит от следующих факторов:

  • Возраст. Не секрет, что с течением времени скорость реакции затормаживается;
  • Пол. Согласно статистике, мужчины более остро реагируют на изменение обстановки. Это было доказано экспериментальным путем. В одинаковой ситуации женщина среагирует на нее на 0,5 секунды позже;
  • Водительский стаж. Опыт приходит с годами, поэтому зрелые водители более внимательны на дороге;
  • Состояние здоровья. Наличие некоторых заболеваний, употребление медицинских препаратов может влиять на реакцию;
  • Качество и тип дорожного полотна. Езда в городских условиях и загородных дорогах имеет ряд отличий. На городской дороге автомобилист готов к определенным изменениям обстановки, а потому моментально принимает правильное решение;
  • Время суток. Ночью видимость ухудшается, а значит риски дорожного происшествия увеличиваются;
  • Знание правил ПДД;
  • Погодные условия. В дождь, при обледенении дороги не стоит превышать скорость, так как срабатывают биологические часы, и реакция за рулем притупляется. Также не стоит обходить стороной желание отдохнуть;
  • Употребление психотропных веществ и алкогольсодержащих напитков существенно повышают риски ДТП.

Как влияет алкоголь на реакцию водителя?

Вспомните свои ощущения при употреблении незначительного количества алкоголя. Тело покрывает приятная волна тепла, приходит расслабленность, меняется отношение к окружающим. Выпивший человек теряет внимание, совершает необдуманные поступки. Это же можно применить к водителю, который употребил спиртной напиток. Практически сразу функции головного мозга угнетаются, активируются процессы торможения, страдает моторика и восприятие действительности.

Некоторые водители, вне зависимости от возраста, полагаются на немалый опыт и решают, что 50 грамм горячительного не могут стать причиной некорректных действий за рулем. Но статистика говорит об обратном – около 50% людей стали виновниками происшествия по причине небольшого количества алкоголя. Почему это происходит? Вероятно, люди, решившие рискнуть собой и чужими жизнями, не представляют, каким образом работает алкоголь.

На что способен алкоголь?

Скорость реакции зависит от количества выпитого спиртного. Чем больше последнего, тем медленнее реакция водителя, причем человек не всегда осознает это. Если реальная реакция владельца авто больше на 0,4 от нормативной 0,8 секунды, значит это говорит о его усталости или же наличии в крови алкоголя.

При потреблении незначительной дозы физически здоровый человек вряд ли обратит внимание на изменение своего состояния, так как ему все еще присущи манеры и действия трезвого человека. Алкоголь не только расслабляет, но и дарит солидную порцию смелости. Нередко выпившие водители стремятся продемонстрировать свое мастерство, похвастаться техническими возможностями автомобиля, например, перед спутницей или другом.

Бутылка с алкоголем в автомобилет

Степени опьянения и способность к управлению

Управление транспортным средством – ответственная задача, которая не терпит ошибок и некорректных действий. Управляемость авто зависит от степени опьянения, в которой пребывает человек. Чем она выше, чем агрессивней ведет авто водитель, что заметно усложняет передвижение другим участникам движения.

Это связано с тем, что в одной из стадий опьянения происходит психологическое возбуждение, и реакция автомобилиста может быть неадекватной, так как он не способен достоверно оценить происходящее вокруг. Он совершает неправильные маневры, рискует, идя на обгон, может выехать на встречную полосу и многое другое.

При принятии большой дозы алкоголя водитель старается вести авто аккуратно, не превышает скорость, не идет на обгон, и, в целом, не совершает действий, которые могут привлечь постороннее внимание. Несмотря на все усилия, алкоголь делает свое дело, затормаживая реакцию, берет сознание под свой контроль. Он расслабляет мышцы, вызывает сонливость, влияет на зрение.

В последнем случае происходит следующее:

  • Глаза не способны нормально воспринимать цвета;
  • Острота зрения падает;
  • Появляются сложности в оценке расстояния между авто и препятствием.

Алкоголь – напиток, который можно употреблять в умеренных количествах, находясь дома, в ресторане, кафе. Но его потребление за рулем недопустимо, ведь водитель, получая права, берет на себя ответственность и отвечает на дорожно-транспортное происшествие, произошедшее по его вине.

Время реакции увеличивается, а значит, возрастают риски аварии с участием другого автомобиля или пешехода. Угнетение реакции неизбежно даже в том случае, если водитель употребил несколько глотков спиртного!

Наказание за пьяное вождение в России – насколько оно справедливо и стоит ли его ужесточать?

Как наказывают за пьяную езду сейчас

Управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения – самое серьезное нарушение из всех, которое может совершить водитель. Это вполне логично, так как алкоголь значительно замедляет реакцию человека, а именно скорость реакции – едва ли не самое важное за рулем.

Прежде всего, нужно определиться с тем, что именно считать алкогольным опьянением. Все знают, что есть лекарственные препараты на алкогольной основе, также небольшое содержание этилового спирта можно найти даже в привычных продуктах питания вроде кефира. Итак, водителя привлекут за управление транспортом в нетрезвом виде, если:

  • содержание алкоголя в выдыхаемом воздухе (по данным алкотестера) составляет 0,16 мг на литр или больше;
  • содержание алкоголя в крови ( по результатам медицинского освидетельствования) составляет 0,3 г на литр или больше;
  • водитель отказался пройти медицинское освидетельствование.

При проверке на дороге инспектор ГИБДД руководствуется внешним видом водителя, его поведением, запахом алкоголя и всем, что может указывать на его опьянение. Инспектор предложит пройти проверку алкотестером, водитель вправе отказаться и выбрать медицинское освидетельствование в медучреждении. Если он откажется и от него (письменно) – ему выносится такое же наказание, как за вождение в нетрезвом виде.

Что важно, алкотестер должен иметь документы, пломбу и сменные одноразовые мундштуки; медучреждение – лицензию и другие разрешения; а отказ от медосвидетельствования должны подписать двое понятых. Если чего-то из этого не будет – водитель сможет обжаловать вынесенное ему наказание.

Непосредственно наказание за пьяное вождение зависит от того, привлекается ли водитель впервые или нет, попадал ли он в нетрезвом виде в ДТП с потерпевшими:

  • вождение в нетрезвом виде, если водитель привлекается впервые. Водителю назначат штраф в размере 30 000 рублей и лишат права управления транспортом на срок от 1,5 до 2 лет. То же наказание следует и за передачу управления лицу в состоянии опьянения;
  • если при этом у водителя не было права управлять транспортом (или его лишили прав) – ему может грозить административный арест на 10-15 суток (но если к нему нельзя применить арест – то тот же штраф в 30 000 рублей);
  • если в период действия административного наказания за нетрезвое вождение водитель попадется снова на этом же , ему грозит уголовная ответственность: штраф в 200-300 тысяч рублей, обязательные работы на срок до 480 часов, лишение свободы или принудительные работы на срок до 2 лет с лишением права занимать ряд должностей в течение 3 лет;
  • если пьяный водитель попадет в ДТП и причинит тяжкий вред здоровью другого человека, ему грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до 2 лет. То же, но если водитель покинет место происшествия – грозит лишением свободы уже на срок от 3 до 7 лет;
  • если в результате такого ДТП погибнет человек – водителю грозит до 5 лет лишения свободы, а если он покинет место ДТП – получит от 5 до 12 лет тюрьмы;
  • если в результате ДТП погибнут 2 и более людей – водителю грозит от 3 до 7 лет тюрьмы, а если он покинет место ДТП – то от 8 до 15 лет лишения свободы.

Таким образом, вилка наказаний за пьяное вождение очень широкая – впервые остановленный за это водитель лишится 30 тысяч рублей и водительских прав на срок до 2 лет, но если он станет виновником ДТП, в котором погибнут люди и скроется с места – может получить до 15 лет тюрьмы.

Важно, что вынесенные согласно КоАП РФ штрафы за нетрезвое вождение можно обжаловать в течение 10 дней, после этого дается 60 дней на их оплату. Права на оплату с 50%-ной скидкой в первые 20 дней не будет.

Если не оплатить штраф в течение установленного срока, дело переходит к судебным приставам, штраф увеличивается в 2 раза, а водитель может получить дополнительное наказание – исправительные работы на срок до 50 часов или даже арест до 15 суток.

Все вышесказанное применяется не только к алкогольному опьянению – получить наказание можно и за управление транспортом после приема лекарств, ухудшающих реакцию. Это могут быть, например, препараты от кашля на основе кодеина или привычный многим корвалол, основное действующее вещество которого – ограниченный к приему фенобарбитал. И не стоит забывать о том, что за рулем запрещено находиться после приема и других препаратов, замедляющих реакцию – например, противоаллергических.

Достаточно ли действующего наказания?

По официальной статистике, в год возбуждается более 130 миллионов административных дел в отношении водителей, из них около 1 миллиона рассматривается в судах. Из того миллиона 30% – дела, в которых водителей обвиняют в управлении транспортным средством в состоянии опьянения. Другими словами, каждый год инспекторы ГИБДД выявляют 300 тысяч случаев, когда транспортом управляет нетрезвый водитель.

Конечно, это много – хоть у всех на слуху резонансное дело против актера Михаила Ефремова, сотни тысяч водителей не попадают в ДТП, но все равно лишаются права управлять автомобилями на срок до 2 лет.

Но есть и другая статистика. Каждый год на дорогах в России по вине пьяных водителей погибает больше тысячи человек, напоминает Елена Верёвочкина из РГС Банка. По словам эксперта, пьяные водители нарушают общественный и моральный закон не в момент ДТП, а еще когда садятся за руль:

Исход аварии зависит от очень многих факторов, включая класс и уровень безопасности участвующих в аварии авто. Недавний резонансный случай с участием известного актера как раз это подтверждает: пьяный виновник ДТП на хорошей машине оказался цел и невредим в отличие от пострадавшей стороны. Другими словами, садясь за руль, водитель принимает на себя ответственность за свои действия и поступки перед другими участниками движения. А садясь за руль в нетрезвом виде, именно в этот момент водитель нарушает закон (общественный и моральный). То, что происходит дальше, – последствия.

Елена Верёвочкина, управляющий Санкт-Петербургским филиалом РГС Банка.

С другой стороны, среди тех 300 тысяч дел каждый год достаточно часто встречаются перегибы. Например, есть много дел, когда водителей штрафовали и лишали прав, когда они просто сидели в припаркованном во дворе автомобиле. Причины могут быть разными, но суть одна – общественной опасности тут нет. Некоторые, приняв алкоголь, спали в машине – их будили и штрафовали. А однажды оштрафовали человека, который, будучи слегка пьяным, ремонтировал самосвал – а ездить на нем он не мог по причине того, что автомобиль был не на ходу.

При этом дела по таким статьям в судах обычно рассматриваются очень быстро – судьи почти всегда выносят вердикт не в пользу водителя, больше доверяя официальным документам от сотрудников ГИБДД.

Правда, их многих решений Верховного суда следует, что во всех подобных спорных ситуациях нужно исходить из принципа презумпции невиновности водителя. То есть, сотрудник ГИБДД должен тщательно устанавливать виновность водителя, иначе того нельзя буде привлечь к ответственности. Этот принцип обещают внести в новый процессуальный административный кодекс.

После происшествия с Михаилом Ефремовым едва ли не каждый политик отметился заявлением о том, что ответственность за пьяное вождение нужно ужесточать. Большинство из них, однако, не вникли в то, какое наказание уже существует в российском законодательстве. И его вполне достаточно, считает адвокат Альберт Нагайев:

Альберт Нагайев, адвокат Свердловской областной гильдии адвокатов, преподаватель кафедры уголовного права Уральского государственного юридического университета.

Но все же, некоторые поправки к КоАП и Уголовному кодексу могут быть полезны. Или нет? Об этом мы и спросили у наших экспертов.

Что можно было бы изменить?

Кроме того, авторы инициативы предложили считать отягчающими обстоятельствами грубые нарушения Правил дорожного движения при рассмотрении таких дел.

Скорее всего, такие идеи и останутся только идеями – обычно более-менее высокие шансы пройти голосование в Госдуме имеют только инициативы МВД, ГИБДД, Министерства юстиции или других ведомств (и то – без гарантий).

Что же стоит изменить в законодательстве, чтобы нетрезвые водители представляли не такую серьезную угрозу? Есть разные идеи, например, профессор МАДИ Михаил Якимов считает, что лишать прав на еще более долгий срок вряд ли стоит, но можно обратить внимание на диагностирование состояния опьянения:

Мало что изменится, если ужесточить имеющиеся наказания, например, увеличить запрет права управления не на полгода, а на год, а вместо трех лет – на шесть лет. Я не думаю, что это изменит состояние аварийности.

Состояние алкогольного, наркотического опьянения довольно трудно диагностировать. И в этом сотрудникам надзорных органов мало помогают технические средства, в частности камеры видеонаблюдения, на которые сегодня возлагается основная надежда в области ужесточения контроля за правилами дорожного движения. Чтобы наказать водителя за пьяную езду, в процесс должны быть вовлечены множество людей – не только сотрудник полиции, но еще и специалист-медик, проводящий освидетельствование. Это длительный и затратный процесс. И эту часть затрат, мне представляется, уж точно должны компенсировать сами правонарушители. Считаю, что в вопросе увеличения штрафов или введения компенсаций за проведение процедур освидетельствования можно ужесточать наказание и увеличивать финансовую нагрузку на правонарушителя.

Увеличение срока лишения права управления вряд ли является эффективным решением, поскольку уже сейчас повсеместно диагностируются иные правонарушения в области ПДД, со стороны людей, управляющих транспортным средством вообще без водительского удостоверения или лишенные водительского удостоверения за нарушения ранее.

Что касается диагностирования состояния алкогольного опьянения или порога содержания этилового спирта в крови и в биологических жидкостях, выдыхаемом воздухе, при котором человек признается пьяным, то этот вопрос следует отнести к русской культуре употребления спиртных напитков. И оно существенно отличается, например, от большинства европейских стран, на основе которой формируется российское транспортное законодательство. И в этом случае вполне оправданным выглядит более жесткий запрет на содержание алкоголя в организме.

Михаил Якимов, профессор МАДИ.

Действительно, в практике есть дела, где нетрезвый водитель уходит от наказания из-за ошибок инспектора ГИБДД при процедуре проверки на содержание алкоголя, а есть и обратные – где из-за ошибки страдает уже невиновный водитель. Поэтому более точная процедура проведения медицинского освидетельствования могла бы решить часть из этих проблем.

Я думаю, нужно и наказывать жестче, и следить за исполнением наказания лучше.

Россия – не та страна, в которой многие люди умеют выпить 1-2 бокала вина и не запить их потом 2-3 рюмками водки. Многие дороги не в том состоянии, по которым можно проехать после 1-2 бокалов вина. Автопарк старый. На трассах далеко не везде есть разделители и освещение.

Многие автомобилисты и пассажиры до сих пор не пристегиваются и не перевозят детей в специальных креслах. Культура вождения довольно низкая. А значит цена ошибки выпившего водителя будет выше, чем в странах, где эти вопросы решены. В общем, думаю, нам пока рано думать о разрешении садиться за руль после алкоголя, даже легкого и в минимальном количестве.

Наказание должно быть жестче в отношении рецидивистов. В новостях часто пишут, что в ДТП виноват пьяный водитель, который ранее уже привлекался за управление ТС в состоянии опьянения. Как так получается, что он вновь и вновь садится за руль пьяным и устраивает аварии? Очевидно, что такой водитель не может или не хочет завязывать с пьянством за рулем, а существующее наказание его не очень пугает и напрягает. Это вопрос законодательства и исполнения наказания.

И еще важно менять общественное мнение. Общество довольно лояльно относится к пьянству за рулем, сочувствует и оправдывает пьяных водителей. Наверное, потому что многие сами часто садятся за руль нетрезвыми. Это нездоровое отношение, которое косвенно тоже провоцирует людей ездить пьяными.

Правда, есть еще один момент – реальное число нетрезвых водителей за рулем существенно больше того, что выявляют инспекторы ГИБДД. Многие начинают разрешать себе садиться за руль после небольшой дозы спиртного, а когда это остается безнаказанным – начинают чувствовать себя увереннее и позволяют выпить больше и больше. К чему это приведет – и так понятно.

Чтобы бороться с этим, в Европе практикуется поощрение тех, кто пожалуется в полицию на человека, который позволил себе сесть за руль в нетрезвом виде, напоминает Елена Верёвочкина, и призывает подумать о таком же поощрении и в России:

Езда в нетрезвом виде – тяжкое преступление. И это отражено в действующем законодательстве. В целом, надо отметить, что законодательство за последние годы существенно ужесточилось. Я считаю, что текущие меры за пьяную езду достаточно жесткие: штрафы от 30 до 300 т. р., лишение водительских прав, лишение свободы от 2 до 12 лет. Здесь я бы добавила только увеличение штрафа с 30 до 100 т. р. с лишением права управления авто до 3 лет за первую езду в нетрезвом виде без последствий. В целом, все это могло бы работать достаточно эффективно, если бы не существующие системные возможности для ухода от ответственности для нетрезвых водителей, а именно, коррупция.

В некоторых странах Европы полиция платит от 200 до 500 евро или фунтов стерлингов тем гражданам, кто сообщает достоверную информацию о пьяном водителе. Своего рода общественный контроль. Я думаю, такая система у нас хорошо бы сработала, в том числе снизила бы коррупционную составляющую.

Елена Верёвочкина, управляющий Санкт-Петербургским филиалом РГС Банка.

Но вряд ли что-то из этого удастся внедрить в российское законодательство. Дело в том, что автомобилистов в стране очень много – только автомобилей более 60 миллионов, а каждый год водительское удостоверение получают по 6-7 миллионов человек. Они представляют собой как существенную часть налогоплательщиков, так и избирателей – поэтому вряд ли в политических кругах кто-то будет готов в очередной раз ужесточить наказание даже за такое общественно опасное деяние, как вождение в нетрезвом виде.

Как наказывают в других странах?

Вождение в нетрезвом виде несет опасность для общества, поэтому многие страны мира устанавливают крайне жесткое наказание за это. Так, некоторые страны даже требуют абсолютно нулевого содержания алкоголя в крови – это, в частности, Чехия, Бразилия, Египет и некоторые другие страны. А в Германии, Италии, Таиланде и Турции нулевой порог установлен для некоторых категорий водителей (например, начинающих, таксистов, водителей автобусов и т.д.).

Российские нормы (0,3-0,35 мг/л) используются, например, в Японии и Белоруссии, а в США допускается и 0,8 мг/л – это эквивалент выпитой бутылки вина, хотя это зависит от разных факторов.

Собственно наказание за нетрезвое вождение отличается от страны к стране, причем оно может быть как не очень жестким, так и грозить финансовым крахом и тюрьмой нарушителям:

Соответственно, многие страны устанавливают наказание за нетрезвое вождение в зависимости от степени опьянения – за небольшое превышение нормы водителю грозит относительно небольшой штраф, тогда как совсем пьяные будут платить по полной и рискуют даже попасть в тюрьму.

При этом в России одинаково наказывают всех – и тех, чей уровень опьянения едва перешел через разрешенную границу, и тех, кто просто не стоит на ногах после аварии. Так может, менять закон нужно именно в этом направлении?


ТАСС-ДОСЬЕ. 17 июня 2019 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в Уголовный кодекс (УК) РФ, ужесточающие наказание для нетрезвых водителей за дорожно-транспортные происшествия (ДТП), приведшие к гибели людей. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, как наказывали водителей за управление автомобилем в нетрезвом виде, и о наказаниях за "пьяные" ДТП.

Статистика

По данным Госавтоинспекции МВД РФ, в 2018 году в России по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения или отказавшихся от медицинского освидетельствования, произошло 18 тыс. 655 ДТП (11,1% от общего числа аварий). В них погибли 4 тыс. 422 человека, ранены 20 тыс. 629 человек.

История

Впервые в мире водитель был наказан за вождение в пьяном виде 10 сентября 1897 года. Тогда, как сообщала газета The Morning Post, лондонский таксист Джордж Смит не справился с управлением и врезался в дом. Водитель признался, что перед аварией выпил "две или три кружки пива". В результате ДТП он был оштрафован на 20 шиллингов.

В СССР до середины 1950-х годов водителей, совершивших аварию в состоянии алкогольного опьянения, наказывали на общих основаниях с трезвыми водителями. 24 мая 1956 года постановлением Совета министров РСФСР "О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте" впервые была введена административная ответственность за управление в нетрезвом состоянии автомобильным, мотоциклетным и городским электротранспортом в виде лишения водительского удостоверения на один год. 19 июня 1968 года президиум Верховного Совета РСФСР двумя указами ужесточил наказание за вождение в пьяном виде. В случае повторного нарушения, совершенного в течение года, водителя лишали свободы на срок до одного года, наказывали исправительными работами или штрафом (статья 211.1 УК РСФСР). Если повторное нарушение было совершено уже после возвращения водительского удостоверения, в течение трех лет, водитель снова лишался прав - на срок до трех лет.

20 июня 1984 года Верховный Совет РСФСР ввел в действие Кодекс РСФСР об административных нарушениях (КоАП РСФСР), в котором (статья 117) разрешалось наказывать за пьяное вождение (или передачу управления пьяному водителю) не только лишением прав, но и штрафом в размере от 30 до 100 рублей. За повторное нарушение после возврата прав сохранялось прежнее наказание.

В России

1 января 2002 года вступил в силу КоАП РФ, в котором наказание за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения было прописано в статье 12.8. За пьяное вождение полагался штраф в размере от 10 до 20 МРОТ или лишение прав на срок в один год. Отдельного наказания за повторное нарушение предусмотрено не было. 28 июля 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, отменяющий штрафы как альтернативу лишению прав, при этом срок лишения был установлен в 1,5-2 года. 24 июля 2007 года Владимир Путин вернул наказания за повторные нарушения: лишение прав на срок до трех лет, административный арест на срок до 15 суток или штраф в размере до 5 тыс. рублей для лиц, которые не могут быть подвергнуты административному аресту.

23 июля 2013 года президент РФ подписал закон, еще более ужесточающий эту норму КоАП: к лишению прав был добавлен штраф в размере 30 тыс. рублей.

31 декабря 2014 года Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения". Согласно поправкам, с 1 июля 2015 года водители, которые были повторно пойманы за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, уже подлежат уголовной ответственности и могут быть наказаны штрафом в размере от 200 тыс. до 300 тыс. рублей или лишением свободы на срок до двух лет с лишением прав до трех лет. Ужесточены наказания для водителей, которые в нетрезвом виде совершили ДТП, приведшее к гибели одного человека: теперь их нельзя приговорить к тюремному сроку меньше чем на два года. Также всем подобным нарушителям было запрещено законом занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Наказание за "пьяные" ДТП, приведшие к гибели людей

Вплоть до 2009 года за ДТП, приведшее к смерти или тяжкому вреду здоровья человека, виновные в них пьяные водители несли наказание, как правило, по статье "причинение смерти по неосторожности" (статья 109 УК РФ).

13 февраля 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон, вводивший уголовную ответственность за пьяное вождение в случае, если оно повлекло за собой смерть или причинение тяжкого вреда здоровью человека. Он предусматривал наказания на срок до девяти лет, в зависимости от тяжести совершенного преступления, и лишение прав на срок до трех лет. В 2011 году в качестве альтернативы тюремному заключению суд получил право назначать нарушителю меру пресечения в виде принудительных работ.

Законопроект об ужесточении ответственности за ДТП, совершенные нетрезвыми водителями, был внесен в Госдуму 10 апреля 2019 года группой депутатов Госдумы во главе с Андреем Исаевым ("Единая Россия") и сенатором Сергеем Арениным. Документ уравнивает по тяжести ДТП, совершенные пьяными водителями, с умышленным убийством. Согласно поправкам, если совершение ДТП нетрезвым водителем повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, максимальное наказание предусматривается в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет (сейчас до четырех лет), в случае гибели человека - от пяти до 12 лет (сейчас от двух до семи лет), если погибли двое и более лиц - от восьми до 15 лет заключения (сейчас от четырех до девяти). Закон был принят Госдумой 30 мая и одобрен Советом Федерации 11 июня.

Понятие алкогольного опьянения

Отдельно на законодательном уровне регулировалось само определение состояния алкогольного опьянения. 7 июня 1974 года СССР ратифицировал Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года, в которой было отмечено, что страны могут самостоятельно устанавливать максимально допустимое содержание алкоголя в крови у водителей, но не более 0,8 промилле. Эти нормы в СССР несколько раз менялись. Так, в 1988 году Минздрав СССР издал указ, согласно которому допустимая норма содержания алкоголя в крови составила 0,2 промилле. 14 июля 2003 года министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко подписал приказ, повысив предельно допустимую норму содержания алкоголя в крови у водителей до 0,5 промилле. Вступивший в силу 1 июля 2008 года Кодекс о административных правонарушениях РФ снизил этот предел до 0,3 промилле. 23 июля 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о "нулевом промилле", отменившим норму допустимого содержания алкоголя в крови. 23 июля 2013 года президент РФ Владимир Путин подписал закон об изменениях в КоАП, вновь вводящий предельно допустимую концентрацию алкоголя в выдыхаемом воздухе в размере 0,16 промилле (0,3 промилле - в крови).

3 апреля 2018 года КоАП был добавлен новым положением: устанавливалось лишение водителя прав, если в его организме обнаружено 0,3 промилле спирта.

Читайте также: