Акциз на автомобили польша

Обновлено: 05.06.2023


Написать эту статью мне хотелось чуть ли не с того момента, как я завел блог. Но я всё время почему-то ее откладывал. Главная причина – остатки пост-советского менталитета, по которому машина всё еще считается признаком достатка, а ее цена, вроде как, должна говорить об уровне этого достатка. В Европе это, в основном, не так. Но, видимо, подсознательно я еще стеснялся того, что у меня авто имеет почти 20 лет, хотя весомых причин менять машину у меня нет.

Статья, как обычно, основана на личном опыте и не претендует на всеобъемлющий объективный обзор.

Предыстория


Всей истории возникновения любви к марке BMW я здесь писать не буду, ограничусь только последним эпизодом - еще в Украине под Ялтой, как раз когда мы возвращались из отпуска, на меня на трассе по встречке юзом вылетела VW Bora, вмяла двери и стойку по левой стороне, отразилась от меня, ушла на бордюр и там осталась истекать жидкостями. Домой в Киев Бора уехала на эвакуаторе. Я же находился за рулем BMW 520i E28 (легендарной "акулы"). Мое авто (вернее - тестя :) ) даже не изменило траектории в момент удара. Домой (800км) я возвратился своим ходом. Это был личный опыт, который добавился к куче отзывов про BMW, которые я читал.

Выбор авто

Как только я получил КП, то сразу занялся поиском авто. Разброс вариантов на мои "свободные" деньги (кредиты были мне еще недоступны) был большой, даже если ограничиться только BMW. Однако, после анализа доступных вариантов я остановился на конкретной модели - E36 седан 320/318i после 93 года.

В остальном – как обычно. Наиболее дешевые варианты пестрили говнотюнингом, что давало однозначные намеки на состояние двигателя/ходовой/. . Пара вариантов что-то мутила с объявлениями. С одним человеком договорился, поехал посмотреть на "отличное состояние" за 4000 зл. и был удивлен, как при этом из выхлопной текло масло (были и еще проблемы, но масло в выхлопе - основное).

С конечным вариантом мне чисто повезло. Специалист по выбору б/у авто я еще тот, знакомых специалистов нет, и через месяц поисков я так устал от неудовлетворенного желания купить авто, что решил позвонить по одному не особо примечательному объявлению из Гожова (100км от Зеленой Гуры) весьма спонтанно - как раз проходя возле автобусной станции. К моему счастью, девочка вполне сносно говорила на английском, мы с ней договорились о встрече через 2 часа на автостанции в Гожове, я сразу сел в автобус, поехал и купил.

Ну. на самом деле я ее еще помучал 2-3 часа (если не больше). Сделал вид, что проверил амортизаторы, мелочи всякие, поездил по ямкам (чтобы услышать стуки/дребезжания) и по трассе (неоткалиброванные колеса я все-таки заметил), с умным видом посмотрел под капотом, проверил все лампочки.

В итоге, за 7999 злотых я приобрел BMW 318i E36 1994 г.в. Несмотря на то, что сейчас это авто стоит раза в 2 дешевле, тогда оно стоило своих денег. Честные 144тыс.км пробега, документы еще от первого владельца в Германии. Второй владелец - девушка, третий - я. О хорошем состоянии авто говорит еще тот факт, что в течении 3 лет я почти не заглядывал под капот.

Процесс покупки


Купить авто в Польше – проще простого: берёте бланк, заполняете, подписываете, расстаётесь.. всё! :). Ну или почти всё.

Тот бланк купли/продажи авто, который был у бывшей хозяйки, я в интернете не нашел. Подозреваю, что форма не важна – главное содержание, так что подойдет любой из этих. Кстати, её авто было оформлено на неё и на маму, потому мы еще катались к её маме за подписью.

Еще одна непредвиденная ситуация, которая у нас возникла: уже после подписания договора я пошёл снимать деньги, и оказалось, что у меня на карточке был лимит в 5000зл в сутки. Время уже было вечернее, и банки не работали. В договоре просто вписали, что 5000 получены наличкой, а еще 2999 я обязуюсь заплатить переводом.

После главного этапа купли/продажи настает пора мелких формальностей. Для продавца она заключается в том, что он должен уведомить страховую, что авто было продано.

Мне же нужно было:
1. Заплатить налог (2%). Для этого нужно всего лишь прийти в налоговую, заполнить бланк, приложить копию договора купли/продажи авто и заплатить в кассе. Это заняло минут 20.

Но смешнее было потом, когда меня вызвали в налоговую :). Оказалось, что в договоре купли/продажи мы не вписали год. Вполне естественно, у налоговой возникли сомнения, ведь та-же модель, скажем, 2008 года стоила бы заметно дороже.

Первый визит в налоговую оставил неизгладимое впечатление. В основном потому, что в памяти еще свежи были воспоминания о визитах в разные инстанции в Украине. Здесь же, когда я пришел в назначенное время, то, прежде всего, не встретил никакой очереди перед кабинетом. Мне, как смогли, объяснили в чём проблема (по польски я только начинал говорить), и попросили показать документы на авто. Когда выяснилось, что авто 94-го года, попросили просто рукой дописать это в копии договора. и всё. На это ушло 5 минут. Остальные минут 10-15 мы еще общались на тему переезда в Польшу, на тему фирмы, в которую я перебрался и т.п.

2. Зарегистрировать авто. ~180 регистрация, ~80 номера, плюс еще какие-то мелкие оплаты, всего выходило до 350 зл (могу ошибаться +/-50зл).

В этом пункте тоже случился казус. В договоре немного неправильно оказался вписан VIN, что отложило регистрацию примерно на неделю, пока мы с предыдущей хозяйкой обменивались новым договором с подписями.

Новые номера мне выдали сразу же. Тех. паспорт я забрал примерно через неделю-две.

3. Застраховать оказалось самой дорогой тратой. Сумма страховки вычисляется для каждого индивидуально и зависит от многих факторов. У меня сложились такие факторы, как отсутствие страховой истории (в Польше), права менее 2 лет, авто старше 15 лет, марка BMW (да, некоторые калькуляторы бэхи считают дороже). В той кампании, где страхуется вся наша фирма, мне насчитали 3000 злотых за обязательное OC на год. Менеджер мне сам сказал - "поищите другую страховую, наш калькулятор слишком невыгодно считает".

В других страховых особого чуда тоже не произошло. Самое дешевое предложение, которое я тогда нашел - 1000 злотых за OC, и то - это было по акции. Сейчас мне страховка уже выходит около 700.

Владение


Масло, к сожалению, минеральное. Такое было, когда покупал авто, и смену типа масла решил не производить. 15WD-40 Mobil1. Замена масла с фильтром на станции (с честным обнулением счетчика) - около 80зл. Если мне не изменяет память, мой движок просит 5 литров масла.

Одна из регулярных трат - резина. Этой весной покупал комплект новых KLEBER DYNAXER HP3 185/65R15 4 шт за 755зл с доставкой. Замена на той станции, где я всегда переобуваюсь - 20зл/колесо. Когда-то менял дешевле, но то на больших скоростях оказывается, что колесо раскалибровано, то спускает потихоньку. На первых порах я вообще экономил и покупал б/у резину. Года 2-3 назад за 100-120 злотых можно было купить хорошие летние michelin или continental, которых могло хватить и на два сезона. Ребята возили их из Германии. С зимней резиной я не баловался - сразу приобрел комплект Kleber и буду на них ездить еще и этой зимой.

Техосмотр - около 100 злотых. По некритичным проблемам чувак на станции, где я обычно прохожу Т/О, просто подсказывает что нужно сделать, но печать о прохождении Т/О ставит. Я, в свою очередь, честно устраняю все найденные проблемы.

Примерно год назад начали вылазить проблемы покрупнее перегоревших лампочек. Сначала прогорел глушитель. Это, конечно, придавало звучанию авто некую "спортивность", но весь кайф мне поломали при тех. осмотре :), не пропустив авто с дыркой в глушителе. Замена глушителя (материал + работа) обошлась примерно в 500 злотых.

Следующая крупная проблема - передний левый рычаг. Новый рычаг (комплект) - 150зл, сама замена - 100 зл. На самом деле, работа могла стоить и дороже, но механик сначала назвал цену 100, а когда оказалось, что у меня там колесо вообще на какой-то страховке держится и работы на целый день, то сказал, что он сам виноват и цену за услугу повышать не будет. Этим он меня, кстати, и "подкупил" :). Я теперь обслуживаюсь только у этого механика. А потом вообще оказалось, что наши дети в одну группу в садик ходят, когда встретились на ДР моей дочки :).

Потом пошли амортизаторы. Два новых передних амортизатора - 360зл, работа - 150зл. Стоимость замены заднего - не помню.

Хочу обратить внимание, что многие коллеги мне завидуют. Более новые авто обходятся гораздо дороже в плане ремонта. А поскольку покупка авто типа моего - это лотерея, то я и сам не могу рекомендовать такое авто покупать. А это значит, что реальные расходы на авто будут выше.

Вместо резюме этой главы:
Несмотря на серьезный возраст моего авто, менять его смысла я не вижу. Кроме того, люди вокруг тоже руководствуются прежде всего рациональными мыслями - даже на VIP местах паркинга нашей кампании стоят машины самых разных возрастов и марок, без явных признаков понтов - больше/круче/дороже.

Отличия


Первое отличие, которое заметил через час после покупки авто - заправки. В Украине, насколько помню, ты сначала платишь, и потом тебе заливают на сколько заплатил. В Польше - ты сначала заправляешь сам сколько тебе надо (самообслуживание), а потом идешь/едешь расплачиваться. Я заправочный пистолет впервые в жизни взял в руки сразу после покупки авто. Представляю, насколько смешно я выглядел в глазах поляков, когда спрашивал как пользоваться заправкой :).


Автомойки. В Харькове перед моим отъездом существовала, кажется, только одна бесконтактная автомойка с самообслуживанием. В Зеленой Гуре я их знаю как минимум три. Помывка моего авто в них обходится от 7 до 15 злотых, в зависимости от желаемого эффекта и сноровки (оплата идет за время).

Обычно на автомойке 4 режима - мойка (горячая вода с моющим средством), споласкивание (холодная вода), лакировка (горячая вода с воском), придание блеска (дистиллированная вода). Я, обычно, пользуюсь только двумя :). Сначала быстро смачиваю грязь в первом режиме и жду пару минут (2зл). Потом добрасываю 5 зл и тщательно мою. Потом смываю дистиллированной водой (2зл). В весенний период, пока на асфальте еще лежит соль, добавляю к процедуре лакировку горячим воском.

Культура вождения. Эту тему можно было бы и не поднимать - все и так понимают, как будет отличаться культура вождения в стране, где полицейские не берут взяток. Тем не менее, Польша считается страной с одной из наихудших обстановок на дорогах в Евросоюзе. Поэтому, если садишься в Польше за руль, не стоит удивляться, если увидите страуса, идущего на обгон через двойную сплошную со скоростью 200 км/ч. В общем - всё как у людей :). Другое дело, что мы знаем с чем сравнивать - для нас, поначалу, Польша действительно выглядит автомобильным раем.

Полицейские. Об основном отличии я уже упоминал - не берут взяток. Не дай бог предложить. Гораздо проще уговорить или разжалобить. Конечно, это не всегда сработает, но шанс есть, и у нас уже два раза получалось :). И не стоит упираться, если вас поймают на фен. Если украинскому менту главное с вас денег срубить, и до суда дело доводить ему особо и не надо, то в Польше вас уговаривать не будут. Принимаешь штраф? Если нет - дело идет в суд.


Пока что, это всё, что пришло в голову. Все вопросы - в комментарии. По теме еще думаю написать обзор основных отличий в ПДД - это будет интересно?

Читайте также: