Административная ответственность при дтп

Обновлено: 28.03.2024

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Панина А.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 20.01.2015 N 5-23/2015 (с учетом определения об исправлении описки), решение судьи Московского городского суда от 02.03.2015 N 7-1077/2015 (с учетом определения об исправлении описки) и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 02.11.2015 N 4а-3196/15, вынесенные в отношении Панина А.А. (далее - Панин А.А.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановлением судьи Мещанского районного суда города Москвы от 20.01.2015 N 5-23/2015 (с учетом определения об исправлении описки, л.д. 52), оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 02.03.2015 N 7-1077/2015 (с учетом определения об исправлении описки) и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 02.11.2015 N 4а-3196/15, Панин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на один год и один месяц.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Панин А.А. просит об отмене вышеназванных актов, оспаривая свою виновность в совершении вменяемого административного правонарушения и отрицая наличие самого события дорожно-транспортного происшествия. Заявитель поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы утверждает, что рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении него носило формальный характер, доводы и доказательства, представленные лицом, в отношении которого ведется производство по делу, судами не исследованы, состав административного правонарушения в его действиях в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела не установлен.

Ознакомившись с доводами жалобы и дополнений к ней, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

Основанием для привлечения судьей районного суда Панина А.А. к ответственности на основании части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 11.12.2014 в 17 часов 36 минут он, управляя транспортным средством марки " ", государственный регистрационный знак , в районе дома 1 по улице Садовой-Самотечной в городе Москве, совершил наезд на припаркованное транспортное средство марки " ", государственный регистрационный знак , после чего в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого являлся (л.д. 14).

Вместе с тем с таким выводом согласиться нельзя.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

По делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит, в частности, имел ли место факт дорожно-транспортного происшествия.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и пункта 1.2 Правил дорожного движения дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В рассматриваемом случае Панину А.А. вменяется в вину оставление места дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 11.12.2014 в 17 часов 36 минут с участием транспортного средства марки " ", государственный регистрационный знак , под его (Панина А.А.) управлением, и транспортного средства марки " ", государственный регистрационный знак , принадлежащего Г.

Согласно справке о дорожно-транспортном происшествии транспортное средство марки " " получило повреждения заднего бампера, транспортное средство марки " " - повреждения переднего бампера (л.д. 6).

В своих объяснениях, представленных в материалы дела, Г. утверждал, что 11.12.2014 не заметил повреждения заднего бампера ввиду отсутствия достаточного освещения, повреждения обнаружил 12.12.2014, транспортное средство, с которым произошло дорожно-транспортное происшествие, им было определено на основании анализа видеозаписи с камер видеонаблюдения, установленных на служебной парковке, расположенной по указанному адресу. По утверждению Г. из видеозаписи следовало, что 11.12.2014 около 17 часов 36 минут на парковку въехал автомобиль, который столкнулся с принадлежащим ему транспортным средством, после чего водитель остановился, и, осмотрев место дорожно-транспортного происшествия, уехал. Впоследствии Г. было выяснено, что упомянутый автомобиль принадлежит Панину А.А. (л.д. 7 - 8).

Между тем, в ходе производства по данному делу Панин А.А. в письменных объяснениях, данных должностному лицу ДПС ГИБДД, а также в жалобах на состоявшиеся судебные акты, категорически отрицал факт управления автомобилем 11.12.2014 в 17 часов 36 минут, настаивая на том, что его транспортное средство в указанное время было припарковано на вышеупомянутой огороженной уличной ведомственной стоянке, оспаривал сам факт произошедшего дорожно-транспортного происшествия между данными автомобилями, утверждая, что их повреждения, отраженные в справке о дорожно-транспортном происшествии, не соответствуют друг другу, приводя доводы о том, что видеозапись, на которую ссылается владелец автомобиля " " Г. факта дорожно-транспортного происшествия не подтверждает (л.д. 54 - 58). При этом Панин А.А. указывал, что покинул парковку одновременно с Г. управлявшим припаркованным рядом транспортным средством марки " ", в связи с чем основания утверждать о том, что он (Панин А.А.) покинул место ДТП, отсутствуют (л.д. 9, 56).

В письменных объяснениях, данных 25.12.2014 инспектору ДПС ГИБДД, Паниным А.А. указывалось на то, что повреждения принадлежащего ему транспортного средства марки " " возникли ранее 11.12.2014, в подтверждение чего имеются документы специализированных сервисных центров о проведении технического обслуживания и ремонта данного автомобиля, кроме того, они не соответствуют потертости бампера на транспортном средстве марки " ", принадлежащем Г. в связи с чем Паниным А.А. было заявлено ходатайство о проведении экспертизы (л.д. 10).

В обжалуемых судебных актах судьи и заместителя председателя Московского городского суда, в числе прочего, отмечено, что такое ходатайство лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не заявлялось.

Между тем, данный вывод противоречит требованиям статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело (часть 1). Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (часть 2). В нарушение приведенных норм ходатайство Панина А.А. о проведении экспертизы в ходе производства по настоящему делу рассмотрено не было.

Из представленного Паниным А.А. экспертного исследования независимой технической экспертизы повреждений переднего бампера транспортного средства марки " " и повреждений заднего бампера транспортного средства марки " ", подготовленного включенным в государственный реестр экспертов-техников (регистрационный N ) экспертом-техником К. (сведения предоставлены Министерством юстиции Российской Федерации (л.д. 74), следует, что повреждения переднего бампера автомобиля " " не могли быть получены в результате контакта с задним бампером автомобиля марки " " ни при каких иных дополнительных условиях и возможных корректировках данного события ввиду несоответствия механизма возникновения и характера повреждений рассматриваемых деталей (л.д. 59 - 71).

То обстоятельство, что по делу не было разрешено ходатайство о проведении экспертизы, с учетом признания судьей городского суда недопустимым доказательством экспертного исследования, представленного Паниным А.А., не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием названных транспортных средств.

Более того, при рассмотрении данного дела защитником названного лица с приложением соответствующих документов специализированных сервисных центров о проведении технического обслуживания и ремонта автомобиля марки " ", принадлежащего Панину А.А., приводились доводы о том, что повреждения на переднем бампере этого автомобиля образовались до возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения последнего к ответственности по настоящему делу (л.д. 35 - 39). Паниным А.А. и его защитником были заявлены ходатайства о вызове в судебное заседание и допросе по обстоятельствам вменяемого административного правонарушения оформлявшего административный материал инспектора ДПС ГИБДД П., владельца транспортного средства марки " " Г., эксперта-техника К., проводившего экспертное исследование повреждений названных транспортных средств, и специалиста специализированного сервисного центра, до 11.12.2014 осуществлявшего техническое обслуживание и ремонт автомобиля, принадлежащего Панину А.А. - М. (л.д. 40 - 41).

Судьями районного и городского судов в удовлетворении указанных ходатайств было отказано со ссылкой, в числе прочего, на достаточность представленных материалов.

Таким образом, несмотря на указанные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вышеприведенные и иные доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитника надлежащей оценки судебных инстанций не получили, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела всеми судебными инстанциями, в производстве которых находилось данное дело, не приняты.

Представленными в дело доказательствами безусловно не подтверждается вывод судебных инстанций об имевшем место 11.12.2014 в 17 часов 36 минут факте дорожно-транспортного происшествия с участием транспортного средства марки " " под управлением Панина А.А., и транспортного средства марки " ", принадлежащего Г. и, как следствие, имеющий значение для квалификации вменяемого Панину А.А. административного правонарушения факт оставления последним места дорожно-транспортного происшествия.

Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Собранные доказательства не могут быть признаны достаточными для обоснования вывода о наличии в деянии Панина А.А. объективной стороны состава Административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Помимо изложенного, в нарушение требований части 3 статьи 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело рассмотрено судьей районного суда в отсутствие владельца транспортного средства марки " " Г. при этом в материалах дела не имеется надлежащих сведений об извещении названного лица о месте и времени судебного заседания.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязанность суда по созданию на всех стадиях административного судопроизводства равных условий для осуществления сторонами принадлежащих им процессуальных прав.

На данное нарушение Панин А.А. указывал в жалобе, поданной в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 57), однако допущенное судьей районного суда нарушение оставлено без оценки вышестоящими судебными инстанциями.

В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 20.01.2015 N 5-23/2015 (с учетом определения об исправлении описки), решение судьи Московского городского суда от 02.03.2015 N 7-1077/2015 (с учетом определения об исправлении описки) и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 02.11.2015 N 4а-3196/15, вынесенные в отношении Панина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые судебные постановления (пункт 4 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса).

В связи с изложенным, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

жалобу Панина А.А. удовлетворить.

Постановление судьи Мещанского районного суда города Москвы от 20.01.2015 N 5-23/2015 (с учетом определения об исправлении описки), решение судьи Московского городского суда от 02.03.2015 N 7-1077/2015 (с учетом определения об исправлении описки) и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 02.11.2015 N 4а-3196/15, вынесенные в отношении Панина А.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.


Статистика показывает, что на одно произошедшее ДТП в среднем приходится более одного пострадавшего.

Определение
ДТП с пострадавшими — это дорожно-транспортное происшествие, в результате которого был причинен вред здоровью или жизни граждан.

Классификация

  • Вред здоровью,
  • Наезд на пешехода,
  • убийство по неосторожности,
  • убийство при ДТП.

Состояние водителя

Водители, оказавшиеся в ДТП с ранеными, или, не дай бог, погибшими не могут сразу после аварии объективно оценить произошедшее.
Это происходит в связи с эмоциональным и психическим перевозбуждением, а нередко и из-за получения телесных повреждений.
Большую помощь при возникновении подобного происшествия может оказать адвокат, тем более что дела по ДТП имеют множество тонкостей, которые требуют серьезных теоретических и практических знаний.

Зачем нужен адвокат при ДТП с пострадавшими?

  • настоять на проверке действий пострадавшего,
  • будет требовать проведения автотехнической экспертизы,
  • проведения следственного эксперимента,
  • осуществить опрос очевидцев,
  • правильно сформулировать вопросы эксперту
  • осуществить иные необходимые действия.

Адвокат для потерпевших

  • Он проконтролирует ход расследования дела,
  • проинформирует потерпевшего по поводу его прав,
  • окажет помощь при составлении расчета размера вреда, прилагаемого к иску.

Ответственность при ДТП с пострадавшими

  1. Если причинен вред здоровью, квалифицированный специалистом как легкий, или средней степени тяжести, то дело рассматривается в рамках административного производства (ст.12.24 КоАП РФ). В таких делах законом предусмотрено наложение штрафа или лишение водительских прав.
  2. Если пострадавшему при аварии причинен тяжкий вред, или произошло ДТП со смертельным исходом, дело рассматривается в рамках уголовного судопроизводства (ст. 264 УК РФ).
  • тяжкий вред здоровью — до 2-х лет,
  • если в ДТП погиб человек — до 5 лет,
  • если погибших несколько — до 7 лет.

Возмещение вреда здоровью

Водитель, виновный в причинении ущерба, обязан возместить потерпевшему следующие расходы:
1. расходы, возникшие в результате причинения ущерба здоровью человека. Это может быть лечение в больнице, необходимое специализированное дополнительное питание, затраты на лекарства, протезы, уход седелки, предписанное врачом нахождение в санатории, приобретение инвалидной коляски, получение новой профессии.
Для того, чтобы получить возмещение этих расходов, необходимо доказать, что потерпевшему эта помощь необходима и что он не обладает правом получить такую помощь бесплатно.
2. Утраченный заработок, если потерпевший работал.
Повреждение здоровья может повлечь за собой утрату потерпевшим заработка или иного дохода, так как в результате причиненного вреда потерпевший не всегда может трудиться как прежде или заниматься иными видами деятельности, в том числе предпринимательской.
На размер утраченного заработка (дохода) не влияет, получает ли потерпевший в связи с причиненным вредом пенсию по инвалидности или иные подобные выплаты.
3. Возмещение морального вреда. При определении судьей размера (суммы) компенсации, он учитывает вину нарушителя, его действия после аварии, участие водителя в лечении больного.
Суд по ДТП должен также принять во внимание меру физических и нравственных страданий, которые могут разниться при различных травмах (перелом ноги, ампутация конечности, удаление почки, неизгладимое обезображивание лица).
Если в результате ДТП причинен легкий или средней тяжести ущерб здоровью, размер возмещения будет меньше.

Возмещение вреда при убийстве в ДТП

  1. Расходы на погребение. Кроме денег, израсходованных на приобретение гроба, венков, погребальной одежды и т.п., в число этих расходов могут входить ритуальные расходы (поминальный обед). Расходы на поминки, которые возмещает виновное лицо, должны определяться в разумных пределах.
  2. Возмещение причиненного морального вреда близким родственникам и супругу погибшего.
  3. Если умерший имел иждивенцев, то им возмещается та доля заработка погибшего в ДТП, которую эти иждивенцы имели право получать при его жизни на свое обеспечение. Факт того, что дети находились на иждивении, не нужно доказывать; в отношении других иждивенцев в случае спора необходимо предоставить доказательства.

Помощь адвоката при урегулировании ущерба от ДТП

  • Поставить под сомнение представленные документы,
  • В случае необходимости оспорить проведенную экспертизу, потребовать ее повторное проведение,
  • Привлечь в качестве соответчика страховую компанию.

Помощь адвоката при взыскании ущерба при ДТП

Юридическая помощь будет необходима и лицам, которым причинен ущерб, так как часто они не могут объективно оценить масштаб причиненного им вреда или встречают со стороны виновника ДТП активное противодействие в выплате компенсации.
Это позволит взыскать суммы, адекватные понесенному ущербу, и не допустить нарушения и ущемления прав.
При самостоятельном ведении дела можно упустить осуществление какого-либо юридического действия.
При этом шансы оспорить принятое решение в вышестоящей инстанции значительно уменьшаются, поскольку вышестоящий суд новые доказательства не принимает.

 В делах о ДТП с пострадавшими экономия на профессиональном адвокате не обоснована, потому что потерять можно очень значительные суммы.

Верховный суд разъяснил, когда водитель может не сообщать никому об аварии, уехать с места происшествия и его при этом не привлекут к ответственности за оставление места ДТП.

Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.

Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.

Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.

Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.

Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.

Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.

Оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу

На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.

Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.

Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.

Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом "О безопасности дорожного движения" и Правилами дорожного движения "дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб".

Само по себе соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие

Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.

То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.

Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.

Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.

В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.

Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.

Под колесами самокатов гибнет все больше людей

Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.

Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.

Так, с января по июль 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, в то время как годом ранее их количество не превысило 160. Почти в два раза увеличилось число таких происшествий с детьми - с 21 до 38.

По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.

Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.

Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.

В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.

Минтранс уже вносил свои предложения по изменению правил дорожного движения, в которых учитывались бы и электросамокаты, а также прочие гироскутеры. Их предлагалось назвать средствами индивидуальной мобильности - СИМ - и разрешить им двигаться по тротуарам со скоростью 20 км/ч. Причем под эти СИМ предлагалось подвести в том числе роликовые коньки и скейтборды.

Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.

Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.

Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?

Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.

Не все хотят тратить время на оформление ДТП, особенно если автомобиль не получил серьёзных повреждений. Поэтому, договорившись об отсутствии взаимных претензий, водители нередко разъезжаются. Рассказываем, почему в большинстве случаев так делать не стоит и какие есть исключения.

Что вы узнаете из статьи

  • Если покинуть место ДТП по устной договорённости с другим водителем, можно лишиться прав.
  • Страховой легче взыскать ущерб с того, кто покинул место ДТП. То есть водитель рискует также своими деньгами.
  • Оставить место ДТП можно только в четырёх случаях, в том числе если составлен европротокол.

Если покинуть место ДТП, можно лишиться прав

Оставление места ДТП — административное правонарушение.Ответственность за него определяет пункт 2 статьи 12.27 КоАП. Штраф законом не предусмотрен, только лишение прав на срок от одного года до полутора лет. Также возможен административный арест на срок до 15 суток. Наказание зависит в том числе от наличия отягчающих обстоятельств, например состояния алкогольного опьянения.

Даже если на словах участники аварии договорились об отсутствии претензий и разъехались, а потом один из них вернулся на место ДТП и вызвал полицию, доказать устную договорённость будет сложно. Покинувший место аварии водитель рискует не только лишиться прав, но и стать жертвой автоподставы. Одна из самых распространённых схем строится на том, что пострадавший шантажирует виновника аварии по телефону угрозой вызвать ГИБДД на место аварии. Избежать проблем водитель может, если просто останется на месте ДТП и вызовет инспектора.

Автоподставы: как мошенники зарабатывают на вашем страхе и незнании ПДД

Если покинуть место ДТП, высока вероятность иска от страховой

Если автомобилист покинул место аварии, не оформляя ДТП по правилам и не составляя расписку, ему будет сложнее защитить себя в суде в случае применения суброгации.

Суброгация — это переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба. Применение суброгации связано с тем, что по ОСАГО установлены лимиты: по возмещению вреда здоровью — 500 тысяч ₽, по возмещению материального ущерба — 400 тысяч ₽. Если сумма страхового возмещения превышает эти лимиты, закон оставляет за страховщиком право взыскать разницу с виновника.

Если водитель уедет с места аварии, вполне возможно, что страховая использует это как аргумент в суде, и суд встанет на её сторону. В этом случае водителю придётся выплатить запрашиваемую страховщиком сумму. Избежать этого можно, если составить расписку о том, что пострадавший получил от виновника денежную компенсацию и больше претензий не имеет. Но автомобилист, чья машина пострадала, должен отдавать себе отчёт, что на основании такого соглашения страховая может отказать в выплате или ремонте.

Что писать в расписке:

  • ФИО, паспортные данные и адреса регистрации участников ДТП;
  • дату, время и адрес места происшествия;
  • краткое описание ДТП;
  • указание виновности конкретного лица;
  • информацию об ущербе и его оценку;
  • сумму денежной компенсации — числом и прописью;
  • отсутствие претензий ко второй стороне;
  • сведения о добровольном составлении расписки, трезвом уме и ясной памяти, без физического и психологического давления;
  • дату и подписи обоих водителей.

Лучше составить расписку об отсутствии претензий в двух экземплярах — для каждого из участников ДТП. Так водители смогут доказать, что не покидали место аварии и решили вопрос компенсации с другим участником происшествия в частном порядке.

Личный опыт: как я чуть не остался должен страховой компании 1 миллион ₽

Когда можно уехать с места ДТП

Существуют четыре ситуации, когда можно уехать с места ДТП и не остаться без прав.

Как действовать при ДТП, чтобы не лишиться прав

Участники аварии должны следовать Правилам дорожного движения.

  1. Остановить машину и включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки: в городе — за 15 метров от места ДТП, за пределами города — за 30 метров. Не перемещать предметы, которые имеют отношение к происшествию.
  2. Убедиться, что нет пострадавших, если они есть, незамедлительно вызвать скорую помощь и, если требуется, спасателей.
  3. По возможности привлечь свидетелей и зафиксировать их данные.
  4. Провести фото- или видеосъёмку места происшествия.
  5. Если машины полностью перекрыли движение, сразу после завершения съёмки убрать их с проезжей части.
  6. Если в ДТП не более двух участников — определиться, оформлять европротокол или вызывать сотрудников ГИБДД.
  7. Подробно изложить обстоятельства в европротоколе или в протоколе ГИБДД.
  8. Известить свою страховую компанию о факте ДТП. Европротокол нужно передать в страховую компанию в течение пяти дней. Для получения возмещения ущерба потребуется оригинал европротокола. Если протокол составлял сотрудник ГИБДД, действует трёхлетний срок исковой давности для обращения в страховую за возмещением ущерба по ОСАГО.

Оформление ДТП по всем правилам поможет защитить свои права в сложных случаях, когда страховая компания отказывает в возмещении или предъявляет требование к виновнику ущерба в порядке суброгации.

Чтобы сэкономить время и деньги, оформляйте ОСАГО

Выбрать выгодную страховку удобно на Сравни.ру

водитель, стаж — семь лет

Случай на дороге. Как водителя, сбежавшего с места ДТП, всё равно признали виновным

Я готовился к юбилею. Мы с сестрой закупили полный багажник продуктов, и прямо в этот багажник въехал автомобиль. Было очень страшно: когда произошло столкновение, моя нога сорвалась на педаль газа, и мы понеслись вперёд. Я с огромным трудом вырулил, машина остановилась прямо перед бензовозом. Виновник ДТП сразу же убежал с места происшествия.

Прибывшие на место сотрудники ГИБДД не смогли установить виновника, поскольку не было ни фото, ни видео ДТП, которые бы подтвердили, что за рулём в момент аварии был собственник автомобиля. Из-за этого страховая отказала мне в выплате или ремонте авто.

В общей сложности я потратил почти полгода, чтобы добиться ремонта по страховке. Мне помогли показания свидетеля и тот факт, что виновник не только скрылся с места ДТП, но и игнорировал вызовы полиции. В итоге владельца автомобиля признали виновником аварии. После этого страховая компания согласилась возместить расходы на ремонт. Впоследствии я узнал, что сбежавшего водителя лишили прав.

Что делать после ДТП пострадавшему?

В сети достаточно рекомендаций для водителей участников аварий на дорогах. Алгоритм действий при ДТП для пострадавших менее понятен. Последовательность действий после дорожно-транспортного происшествия зависит от статуса потерпевшего. В первую очередь, важно сохранять хладнокровие, не паниковать. Спокойствие и рациональный подход могут сохранить чью-то жизнь в автокатастрофе. Оптимальный порядок действий при ДТП с пострадавшими подскажет адвокат со специализацией в этой сфере.

Пострадавший – водитель

В авариях пострадать могут и водители, и пассажиры, и пешеходы. Часто виновники пытаются уйти ответственности или скрыться с места ДТП. Это отягчающее обстоятельство, ужесточит наказание в будущем. Порядок действий в ДТП с пострадавшими, если водитель также получил травмы:

  1. Заглушить двигатель и включить аварийные сигналы, ручной тормоз;
  2. Осмотреть себя и пассажиров на предмет повреждений;
  3. Если травмы незначительные, убедиться, что во втором автомобиле нет пострадавших;
  4. Если водитель сильно пострадал, вызвать скорую помощь по мобильному телефону или попросить об этом пассажиров, участников аварии или прохожих;
  5. Выставить знаки аварийной остановки за 15 м до автомобиля в черте города, за 30 м за городской чертой;
  6. Вызвать сотрудников ГИБДД, по возможности сфотографировать место аварии для фиксации точного положения автомобилей.

При первой возможности необходимо убрать автомобили с дороги, не создавать препятствия движению (пункт 2.6.1 ПДД РФ). Когда всем участникам оказана помощь и водители удостоверились, что жизни окружающих в безопасности, нужно позвонить в страховую компанию и юристу. Юрист поможет скоординировать дальнейшие действия. Поведение в первые часы после происшествия очень важны. Адвокат подскажет правильный порядок действий при ДТП: какие документы проверить, какие контакты взять, что можно говорить и т.д.

Дополнительно

Люди реагируют на стрессовые ситуации по-разному. Дорожно-транспортное происшествие способно напугать, ввести в состояние аффекта или ступор. Важные рекомендации сразу после аварии:

  • Если предметы и автомобили, оставшиеся на месте происшествия, не угрожают окружающим, их нельзя трогать. Даже если другие участники аварии или прохожие просят убрать с дороги транспорт, этого нельзя делать. Водитель рискует стать жертвой автоподставы или остаться без компенсации. Рекомендуется настаивать на соблюдение ПДД.
  • Если другая сторона ведет себя агрессивно, вместе с медицинской помощью нужно вызвать полицию. В случае угроз, попыток применить физическое насилие, необходимо закрыться в автомобиле и заблокировать двери.
  • Выходя из автомобиля на оживленной трасе, соблюдайте осторожность.

При серьезных травмах водителю нельзя передвигаться самостоятельно. Постарайтесь оставаться на месте, пока не прибудет помощь.

Пострадавший – пассажир

Автомобиль – объект и источник повышенной опасности. Пассажиры вверяют свою жизнь водителям на период передвижения по дороге. Оба водителя при участии в аварии несут ответственность перед пассажирами. Что делать после ДТП, если ты – пострадавший пассажир:

  1. Попросить водителя остановиться и включить аварийные огни;
  2. Проверить свое состояние;
  3. Если в салоне есть дети, первыми все равно проверяются взрослые;
  4. Вызвать скорую помощь при необходимости;
  5. Оставить контактные данные сотрудникам ГИБДД и водителю.

Порядок рассмотрения в ГИБДД дорожно-транспортных происшествий предусматривает опрос свидетелей. Если пассажиры нуждаются в госпитализации, сбор показаний проводится позже. При незначительных травмах протоколы составляются на месте. В диалоге с участниками проще выяснить, чья страховая оплачивает расходы на восстановление, обменяться контактами и т.д.

Ответственности виновника ДТП с пострадавшими

Ответственность водителя и последующее наказание за ДТП с пострадавшими зависят от тяжести травм, полученных участниками происшествия. В зависимости от обстоятельств ДТП и характера травм участников, виновнику инкриминируется определенный тип ответственности (гражданская, административная, уголовная). Что грозит обвиняемому в правонарушении на дороге:

  • Выплата компенсации жертвам. Ответственность носит гражданско-правовой характер. Выплата вносится страховой компанией по полису ОСАГО. Определить, в какую страховую обращаться при ДТП, можно по полису виновника. На нем вписано название и контакты компании, которая выплатит компенсацию.
  • Штраф или лишение прав. Административное правонарушение квалифицируется в случаях, когда участники получили легкие или средние травмы. Наказание за ДТП с пострадавшими определяется в соответствии со статьей 12.24 КоАП РФ.
  • Уголовное наказание. Наказание в соответствии с нормами УК РФ вменяется, если в ДТП есть люди с тяжкими увечьями или погибшие.

Если по мнению жертв виновник не был привлечен к ответственности в достаточной мере, они вправе обратиться в суд после первичных разбирательств. Также суд поможет получить компенсацию, если страховая выплата не покрыла все расходы. В судебных процессах важно выбрать опытного юриста. Адвокаты со специализацией на ДТП и помощи пострадавшим приведут клиента к успешному разрешению дела с большей вероятностью.

Ответственность за ДТП по степени тяжести

Как уже говорилось выше, жесткость наказания зависит от степени ущерба здоровью. Ответственность за ДТП с пострадавшими средней тяжести может достигать 2-х лет лишения свободы, а также лишения водительского удостоверения. При тяжких травмах или гибели пострадавших наказание достигает 5-7 лет.

Административные штрафы при легкой степени травм составляют 2,5-5 тыс. руб. В зависимости от обстоятельств автокатастрофы, водитель оплачивает компенсацию или может быть лишен прав на срок до полутора лет. Ответственность водителя определяется по степени тяжести вреда здоровью людей:

  • Легкая. К легким травмам относят ссадины, ушибы, синяки и незначительные порезы. Общее время лечения и потери трудоспособности не превышает 21 день. Под временной потерей трудоспособности подразумевается частичное расстройство одной из систем организма.
  • Средняя. К повреждениям средней тяжести относят трещины костей, сильные растяжения или разрывы связок, мышц, переломы. Максимальное время восстановления здоровья составляет 120 дней.
  • Тяжелая. Жизни и здоровью человека угрожала серьезная опасность. К тяжелой степени травм относятся черепно-мозговые травмы, потеря конечностей и т.д. Ключевая особенность этой степени – ухудшение качества жизни навсегда или долгий период. Восстановление от 120 дней и больше.

Серьезность наказания во многом зависит от качества юридической подготовки сторон и профессионализма адвокатов. В компетенцию юридических помощников входит поиск смягчающих обстоятельств для уменьшения санкций к обвиняемому.

Если пострадавший оставил место ДТП

Согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП, пострадавшие не вправе покидать место происшествия без уважительной причины. Даже если в аварии пострадал пассажир, ему необходимо остаться для составления протокола и дачи свидетельских показаний. Сокрытие с места ДТП допускается только в случае необходимости госпитализации или получения медицинской помощи. В случае, когда пострадавший уехал с места ДТП самовольно, ему может грозить административная ответственность в форме штрафа.

Если пострадавший уехал с места ДТП, разыскать его в интересах других участников. Особенно важно отыскать участников аварии, чья страховая оплачивает ущерб. Для поиска пешеходов и пассажиров используют показания очевидцев и знакомых, фотографии с уличных камер. При отъезде пострадавшего водителя рекомендуется записать номера автомобиля. Это поможет сотрудникам ГИБДД найти владельца транспорта.

Куда обращаться после ДТП с пострадавшими

Компания, куда обращаться после ДТП по ОСАГО пострадавшему, определяется страховым полисом водителя. Согласно ст. 1064 ГК РФ, виновник обязан возместить вред, причиненный другим участникам дорожного движения в полном объеме. В чью страховую обращаться:

  • Если полисы водителей выпущены разными компаниями, в первую очередь необходимо позвонить страховщику виновника. Жертва может подать заявление на выплату в течение 5 рабочих дней с даты аварии. Узнать, чья страховая оплачивает вред здоровью, можно у виновника. Запишите название организации и номер горячей линии.
  • Страховые выплаты пострадавшим пассажирам назначаются с обеих сторон. Жизнь и здоровье пассажиров в момент передвижения находятся на ответственности водителя. Компенсация может быть назначена и со стороны виновника, и второго водителя.

Выплаты по ОСАГО назначаются на каждого пассажира и водителя, получивших повреждения. Также компенсации предоставляются пешеходам, если они были задеты.

Расчет компенсации ведется, исходя из тяжести травм. На одно пострадавшее физическое лицо от одной страховой компании возможны выплаты по ОСАГО до 500 тыс. руб. В случае невозможности компенсировать весь ущерб по ОСАГО, пассажиры могут обратиться в суд с иском. Ответчиком выступит виновник дорожно-транспортного происшествия. Последний обязан устранить весь вред здоровью потерпевших по страховке и из собственных средств.

Должен ли виновник ДТП выплачивать деньги пострадавшим

Автоматических выплат со стороны виновного в аварии законом не предусмотрено. Гражданский Кодекс четко регламентирует, кто платит пострадавшему: страховая компания при наличии полиса ОСАГО. Как получить выплату страховщика:

Обратите внимание, страховые компании не компенсируют моральный ущерб. Компенсации причиненных душевных страданий взыскиваются в судебном порядке непосредственно с виновника. По иску возможно взыскание дополнительных средств, если выплаты страховщика недостаточно для полного восстановления здоровья пострадавшего.

Сколько длится дело по ДТП с пострадавшими

Законодательно не регламентировано, сколько длится расследование по ДТП с пострадавшими. Фактический срок зависит от квалификации правонарушения:

  • При гражданско-правовой ответственности дело решится за 30-60 дней. Все зависит от расторопности инспекторов в ГИБДД и скорости реакции страховой компании. Рассмотрение ДТП с пострадавшими страховщиком занимает не больше 30 дней со дня принятия заявления.
  • Сроки рассмотрения административного дела регламентированы ст. 29.6 КоАП РФ. Максимальный срок ведения административного процесса составляет 2 месяца с даты получения судьей протокола.
  • Уголовное следствие может длиться практически бесконечно. Технических ограничений к рассмотрению ДТП с пострадавшими и ведению процесса со стороны закона не существует. Иногда расследование по ДТП с пострадавшими намерено затягивается по срокам адвокатом одной из сторон.

Сроки исковой давности по дорожно-транспортным происшествиям относятся к общему порядку, установлены Гражданским Кодексом и составляют 3 года. Срок отсчитывается с даты фиксации правонарушения (составления протокола). В течение трех лет стороны могут подавать иски, относящиеся к делу. По истечению СИД обратиться к суду также возможно, но ответчик прекратит процесс ходатайством о завершении срока исковой давности.

Обратитесь к адвокату по ДТП в Тюмени за консультацией и помощью в делах по авариям с пострадавшими. Адвокат проконсультирует сразу после происшествия, поможет определить дальнейшие действия, не растеряться и не допустить нарушений в составлении протокола. Автоюрист сопроводит в судебном процессе, поможет взыскать компенсацию пострадавшим или снизить жесткость наказания обвиняемым.

Остались вопросы?
Заполните форму и адвокат свяжется с вами

Читайте также: