Может ли водителю автобуса быть досрочно назначена страховая пенсия

Обновлено: 19.05.2024

Скажите пожалуйста какой стаж должен иметь водитель городского автобуса для льготной пенсии?

Ответы на вопрос:

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ

(ред. от 02.07.2013)

"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного "статьей 7" настоящего Федерального закона, следующим лицам:

10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

По закону право на досрочную пенсию может быть предоставлено водителям автобусов, если они не менее 20 лет проработали на регулярных городских пассажирских маршрутах, независимо от принадлежности транспорта (муниципального или коммерческого). Страховой стаж должен быть не менее 25 лет.

Постоянная занятость водителя на такой работе может подтверждаться:

• кадровыми приказами о прикреплении к регулярному пассажирскому городскому маршруту;

• другими документами, содержащими необходимую информацию.

Ну а с момента вашей регистрации в системе учета Пенсионного фонда работодатель обязан был ежегодно сдавать в пенсионный отдел сведения на вас, отмечая в них периоды с особыми условиями труда. Если все выполнялось, то право на пенсию у вас будет в 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного Законом возраста, следующим лицам:

1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

2) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

4) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

7) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

8) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет:

10) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

11) лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет;

12) мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации;

14) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

15) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет;

16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

17) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.

Основные моменты

Льготная пенсия для профессионального водителя – относительное новшество для пенсионной системы РФ. Право на досрочную пенсию установлено в соответствии с 400-ФЗ, пп.10 п.1 ст. 30.

Но воспользоваться ранним выходом на покой могут далеко не все. Льготная пенсия водителям предоставляется при условии, если:

  • накоплено минимальное количество баллов к моменту обращения за пенсией (16,2 в 2019 году, повышается до 30 баллов к 2025 году);
  • гражданин управлял автобусом, троллейбусом или трамваем;
  • накоплен общий страховой стаж в размере 25 лет (для мужчин) или в размере 20 лет (для женщин);
  • гражданин был занят на регулярных перевозках по городским маршрутам;
  • продолжительность специального стажа равна или превышает 20 лет (мужчины) и 15 лет (женщины);
  • работодатель платил взносы в ПФР по дополнительным тарифам;
  • по результатам специальной оценки устанавливают вредные условия труда.
  • 55 лет для мужчин;
  • 50 лет для женщин.

Какой транспорт дает право на льготу

В законе напрямую указано, что за работу на городском транспорте устанавливается досрочная пенсия. Водитель, соответственно, должен:

  • управлять транспортным средством с числом пассажирских мест 8 и более;
  • передвигаться по определенным и согласованным с властями маршрутам;
  • соблюдать расписание и график движения, утвержденный муниципалитетом;
  • сажать и высаживать пассажиров в предусмотренных маршрутом и ПДД местах;
  • миновать все контрольные пункты по маршруту следования.

При этом режим движения транспорта не оказывает влияния на исчисление льготного стажа. Транспорт может работать в экспрессном, полуэкспрессном или обычном режиме. Главное, чтобы более 80% рабочего времени водитель работал именно на городском маршрутном транспорте. Следовательно, на льготную пенсию могут рассчитывать водители пригородных автобусов, если не менее 80% маршрута приходится на городские перевозки.

Какими документами подтверждается спецстаж

Документальное подтверждение права на досрочный выход на покой необходимо для определения, распространяется ли досрочная пенсия водителей автобусов на заявителя. К подтверждающим документам относятся:

Какая пенсия устанавливается

Несмотря на льготный возраст обращения за пенсионным содержанием, гражданину устанавливается страховая пенсия, аналогичная пенсии по старости. Следовательно, расчет размера ежемесячного содержания страховой пенсии производится исходя из накопленных пенсионных баллов. Формула довольно простая:

П = ФВ + ИПК х Сипк

  • П – рассчитываемая пенсия;
  • ФВ – фиксированная выплата в размере 5 334,19 руб. (в ценах 2019 года);
  • ИПК – пенсионные баллы, начисленные гражданину за работу;
  • Сипк – цена 1 пенсионного бала, установленная на 2019 год в размере 87,24 руб.

Если водитель формировал накопительную часть пенсии, он также сможет также претендовать на ее получение. Законодательством предусмотрено несколько вариантов ее получения:

  • Пожизненного – сумма накоплений разделяется на ожидаемый период выплат (252 месяца в 2019 году, 258 месяцев с 2020 года);
  • Срочно – сумма разделяется на определенное количество месяцев (но не менее 120);
  • Единовременно – если накоплена незначительная сумма, которая при срочной выплате составила бы 5% и менее от назначаемой страховой пенсии.

Куда обращаться

Выход на пенсию водителей общественного транспорта осуществляется путем подачи в ПФР соответствующего заявления. Обратиться за назначением пенсионного содержания можно:

  • лично, в Клиентскую службу Фонда;
  • через МФЦ;
  • через интернет, на едином портале государственных услуг или на сайте ПФР.

Законодательством допускается обращение за пенсионным содержанием через доверенное лицо. Представитель, подающий заявление от имени водителя, обязан предоставить удостоверение лично и должным образом составленную и заверенную доверенность.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Мужчины по достижении 55 лет и женщины 50 лет приобретают право на получение пенсии, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет - соответственно для мужчин и женщин.

Досрочная пенсия таким работникам назначается, если они постоянно в течение полного рабочего дня осуществляют перевозки на регулярных городских маршрутах. К данному виду перевозок относятся регулярные маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), выполняемые автотранспортными средствами с двигателем, предназначенным для перевозок пассажиров с числом мест для сидения (помимо водителя) более 8.

К регулярным пассажирским перевозкам относятся перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленным маршрутам с посадкой и высадкой пассажиров на предусмотренных маршрутом остановках. В этом случае автобус должен отправляться в рейс по расписанию, своевременно следовать через все промежуточные контрольные пункты и прибывать на конечный пункт по расписанию с учетом допустимых отклонений. Указанные сведения могут содержаться в таком документе, как паспорт на маршрут. В паспорте на маршрут указана вся информация, которая свидетельствуют о принадлежности маршрута к регулярному городскому (в черте города) или же к маршруту, не относящемуся к таковому, например, пригородный маршрут.

Работа на городских пассажирских регулярных маршрутах может организовываться с полуэкспрессным, экспрессным, обычным режимом движения или сочетать в течение дня указанные режимы. При этом правом на льготное пенсионное обеспечение такие водители будут пользоваться только при условии документального подтверждения постоянной и полной занятости (не менее 80% рабочего времени) на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Водитель приступает к работе на основании путевого листа. Формы путевых листов, в том числе для автобусов, разработаны и утверждены Госкомстатом. На оборотной стороне путевого листа имеются реквизиты для заполнения: время отправления (по графику и фактически) и время прибытия (по графику и фактически), на основании которых можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц. Рейс считается выполненным без нарушения расписания, если автобус отправился в рейс точно по расписанию, своевременно проследовал все промежуточные контрольные пункты и прибыл на конечный пункт маршрута по расписанию с учетом допустимых отклонений. По данным путевых листов считывается отработанное время водителя.

При отсутствии путевых листов как документа, на основании которого можно рассчитать фактическое время в часах работы водителя на линии на регулярных городских пассажирских маршрутах за месяц, необходимо представить справки с предприятий с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и др.).

Стоит учесть, что маршрутные таксомоторные перевозки не относятся к регулярным пассажирским перевозкам, а являются специальными, так как для них не устанавливается регулярность. В этой связи водителям автобусов, работающих в режиме маршрутных таксомоторных перевозок, оснований для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение не имеется.

Не имеют права на пенсионные льготы водители, работающие на пригородных, междугородних, специализированных маршрутах, а также водители, выполняющие заказные перевозки пассажиров по маршрутам, не относящимся к регулярным городским, либо водители ведомственного транспорта, осуществляющие перевозку работников предприятия.

Размер досрочной трудовой пенсии по старости работникам автомобильного транспорта определяется по общим правилам. Он зависит от продолжительности общего трудового стажа и заработка до 1 января 2002 года, общей суммы страховых взносов, поступивших в ПФР за застрахованное лицо после 1 января 2002 года на лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхования.

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой (страховой) пенсии по старости, в том числе водителям автобусов, троллейбусов, трамваев, занятым на регулярных городских пассажирских маршрутах, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011г. № 258н "Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ".

  1. Основные моменты
  2. Какой транспорт дает право на льготу
  3. Какими документами подтверждается спецстаж
  4. Какая пенсия устанавливается
  5. Куда обращаться

Кто может досрочно уйти на пенсию?


Лицам мужского пола в пятьдесят пять лет и женского пола в пятьдесят лет, трудящиеся водителями городских общественных транспортных средств двадцать и пятнадцать лет и имеющие стаж работы двадцать пять и двадцать лет, предоставляется возможность досрочного назначения пенсионных выплат.

Водителям автобуса пенсия льготная предоставляется при выполнении ими регулярных поездок в пределах населенного пункта. Это постоянные перевозки в городской черте, производимые автотранспортом, использующимся для пассажирских перевозок с количеством посадочных мест больше восьми.

Водители должны регулярно перевозить пассажиров по установленному графику с их посадкой и высадкой на определенных остановках. Сведения о маршруте содержатся в маршрутном паспорте.

Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы.

Задать мне вопрос

Водителям может быть назначена льготная пенсия, если их регулярная занятость (не меньше 80 % времени работы) удостоверяется документами.

Занятость водителей определяют по месячным результатам. В период месячной занятости входят: период подготовки и завершения трудовой деятельности, часы на медицинский осмотр, часы на ремонтные работы и техобслуживание.

Досрочно не могут стать пенсионерами водители, выполняющие перевозки между городами, в пригород, специальные и заказные, не являющиеся постоянными городскими маршрутами по и водители ведомственных транспортных средств.

Какая пенсия устанавливается

Несмотря на льготный возраст обращения за пенсионным содержанием, гражданину устанавливается страховая пенсия, аналогичная пенсии по старости. Следовательно, расчет размера ежемесячного содержания страховой пенсии производится исходя из накопленных пенсионных баллов. Формула довольно простая:

П = ФВ + ИПК х Сипк

  • П – рассчитываемая пенсия;
  • ФВ – фиксированная выплата в размере 5 334,19 руб. (в ценах 2019 года);
  • ИПК – пенсионные баллы, начисленные гражданину за работу;
  • Сипк – цена 1 пенсионного бала, установленная на 2020 год в размере 87,24 руб.

Если водитель формировал накопительную часть пенсии, он также сможет также претендовать на ее получение. Законодательством предусмотрено несколько вариантов ее получения:

  • Пожизненного – сумма накоплений разделяется на ожидаемый период выплат (252 месяца в 2020 году, 258 месяцев с 2020 года);
  • Срочно – сумма разделяется на определенное количество месяцев (но не менее 120);
  • Единовременно – если накоплена незначительная сумма, которая при срочной выплате составила бы 5% и менее от назначаемой страховой пенсии.

Как подтвердить стаж?

Перевозки водителями осуществляются на базе маршрутного листа, на обратной стороне которого указывают: установленное и реальное время отправления, установленное и реальное время прибытия, что дает возможность определить реальный период занятости водителя.

Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы.

Задать мне вопрос

Если маршрутные листы отсутствуют, то требуются справки с места работы, в которых указаны документальные основания (приказы, лицевые счета, ведомости на зарплату, колдоговора и пр.).

Средний размер пенсии и что на нее влияет

Гражданам, имеющим право получать льготную пенсию, устанавливается содержание равное размеру по старости. Для расчета ежемесячной выплаты используется показатель накопленных баллов.

Пенсионные баллы умножаются на цену балла, которая определена на соответствующий год, и прибавляется фиксированная выплаты (например, по состоянию на 01.01. 2020 г. она равна 5686, 25 рублей). Водителя вправе получать накопительную часть пенсии.

Для реализации этого права выбирается один из следующих способов:

  1. Срочно. В таких случаях накопленная сумма делится количество месяцев.
  2. Пожизненно. Например, с 2020 года сумма накоплений разделяется на 258 месяцев.
  3. Единовременно. Получить выплату могут те граждане, накопления которых не достигает показателя положенной страховой пенсии.

Минимальное количество месяцев при установлении выплат в срочном порядке составляет сто двадцать.

Ознакомившись с представленной информацией, стало известно, на основании каких законодательных актах водители имеют право раньше уйти на пенсию. Убедившись в своих правомерных планах, граждане смогут правильно осуществить процедуру оформления и сбора документации.

Порядок оформления


Пенсию назначают со дня подачи документов, не ранее, чем наступит право выхода на заслуженный отдых. Все нужные документы отдаются в отделение пенсионного фонда или отправляется почтой. Штамп на письме и будет считаться датой подачи документов.

Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы.

Задать мне вопрос

При отсутствии каких-либо документов их можно донести не позже, чем через 3 месяца.

Документация рассматривается в десятидневный срок. Если человеку отказано в получении льготной пенсии, то его должны известить в 5-дневный срок с указанием причин отказа и как можно обжаловать.

Куда обратиться?

Перечень необходимой документации

Чтобы получить льготную пенсию водителям городских автобусов, требуются такие документы:

  • заявка;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • военный билет;
  • документ, подтверждающий стаж работы;
  • СНИЛС;
  • Документ о зарплате за любые пять лет до 2002 года. Могут учесть информацию о зарплате на основе личного счета за 2000 – 2011 годы.

Может быть затребована такая дополнительная документация:

  • справка, удостоверяющая измененные личные данные;
  • документ, подтверждающий наличие неработоспособных и лиц, находящихся на иждивении;
  • документ, удостоверяющий деятельность в северном регионе;
  • справка. Подтверждающая деятельность во вредных условиях;
  • справка об инвалидности.

Основные моменты

Льготная пенсия для профессионального водителя – относительное новшество для пенсионной системы РФ. Право на досрочную пенсию установлено в соответствии с 400-ФЗ, пп.10 п.1 ст. 30.

Но воспользоваться ранним выходом на покой могут далеко не все. Льготная пенсия водителям предоставляется при условии, если:

  • накоплено минимальное количество баллов к моменту обращения за пенсией (16,2 в 2020 году, повышается до 30 баллов к 2025 году);
  • гражданин управлял автобусом, троллейбусом или трамваем;
  • накоплен общий страховой стаж в размере 25 лет (для мужчин) или в размере 20 лет (для женщин);
  • гражданин был занят на регулярных перевозках по городским маршрутам;
  • продолжительность специального стажа равна или превышает 20 лет (мужчины) и 15 лет (женщины);
  • работодатель платил взносы в ПФР по дополнительным тарифам;
  • по результатам специальной оценки устанавливают вредные условия труда.
  • 55 лет для мужчин;
  • 50 лет для женщин.

Законодательная база

Льготы водителям автобусов при выходе на пенсию предоставляются на основании следующего законодательства:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Какие категории водителей могут выйти на пенсию раньше срока

Законодательные нормы предусматривают досрочную пенсию за работу на городском транспорте.

Деятельность водителя при этом включает выполнение следующих трудовых обязанностей:

  1. Управление транспортным средством, в конструкции которого не менее восьми пассажирских мест.
  2. Произведение посадки и высадки пассажиров в местах отведенных Правилами дорожного движения.
  3. Передвижение по заранее согласованным маршрутам. Для его установления юридическое лицо подает заявление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФЗ №220).
  4. Соблюдение графика движения и расписания.

При исчислении льготного стажа во внимание не берется режим движения транспортного средства (обычный, полуэкспрессный и экспрессный режимы).

Внимание! Одним из требований к работе водителя является следование по городским маршрутам. Такая работа должна составлять 80 % рабочего времени.

В соответствии с нормами Федерального закона водителям предоставляется право на льготную пенсию, если они соответствуют таким требованиям:

  1. Гражданин управлял трамваем, автобусом или троллейбусом.
  2. На момент обращения в ПФ РФ индивидуальный пенсионный коэффициент 30.
  3. Общий трудовой стаж у женщин равен 20 лет, а у мужчин 25 лет.
  4. Длительность специального стажа составляет 15 лет для женщин и 20 лет для мужчин. К специальному стажу относится продолжительность труда, при достижении которой лицо вправе получать пенсионное обеспечение без учета возраста.
  5. Организация, с которой у водителя заключен трудовой договор совершала взносы в Пенсионный Фонд России по дополнительным тарифам. С 2013 года работодатели обязаны платить данный взнос, если имеются рабочие места с повышенной опасностью, вредностью. ФЗ №400 перечисляет виды трудовой занятости, в отношении которых используются дополнительные тарифы.
  6. Заключением оценки условий труда установлена вредность.

Для водителей возраст выхода на льготную пенсию установлен в значениях 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Водители автобуса

К таким видам перевозки относится перевозка, осуществляемая в рамках города, по предварительно согласованному и установленному графику с муниципальными органами. Управление автобусом производится в интересах населения. Работа на городских маршрутах организовывается в таких режимах, как обычный, полуэкспресный и экспрессный.

Водители троллейбуса и трамвая

Водители трамваев и троллейбусов, осуществляющие перевозку пассажиров по установленному маршруту в пределах города при соблюдении всех перечисленных условий могут досрочно выйти на заслуженный отдых. Для мужчин определен возраст 55 лет, страховой стаж 25 лет и специальный стаж 12, 5 года. Касательно женщин действуют такие показатели: возраст 50 лет, специальный стаж 10 лет, а общий 20 лет.

Других видов транспорта

Правом на досрочное назначение пенсии обладают лица, которые занимают должности, перечисленные в списках Постановления Правительства РФ № 665. Перечень лиц определен во исполнение норм ФЗ №400. Досрочный отдых положен водителю (шоферу) автомобиля (пожарного) Государственной противопожарной службы. Работником в таких случаях выполняются два условия: наличие специального стажа и возраст.

В соответствии с информацией, представленной в Списке №2, на назначение досрочного пенсионного обеспечения могут претендовать водители дрезины (если они выполняют работу в метрополитене). Льготную пенсию могут оформить водители ведомственного транспорта, которые осуществляют перевозку работников организации, водители грузовых автомобилей на карьерах, шахтах, рудниках.

Досрочная пенсия водителям общественного транспорта

Только водители городского общественного транспорта знают, какого напряжения и сосредоточенности требует работа в условиях интенсивного движения на дорогах города. Недаром водители автобусов, троллейбусов, трамваев имеют право на досрочную пенсию. Рассмотрим основные условия досрочного пенсионного обеспечения водителям городского пассажирского транспорта.

Внимание! Пенсионная реформа, предусматривающая повышение пенсионного возраста не лишает водителей права на досрочную пенсию. Для тех, у кого будет выработан специальный стаж в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах (мужчины и женщины) пенсионный возраст повышаться с 2020 года не будет.

Страховая пенсия по старости, ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста назначается:

мужчинам – по достижении 55 лет, при условии работы на регулярных городских пассажирских маршрутах в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев не менее 20 лет;

женщинам – по достижении 50 лет, при условии работы на регулярных городских пассажирских маршрутах в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев не менее 15 лет.

При этом страховой стаж у мужчин должен быть не менее 25 лет, у женщин не менее 20 лет. При этом, в 2020 году обязательным условием назначения данного вида пенсии является наличие не менее 13,8 пенсионных балла (коэффициента). С каждым годом требование к минимальному количеству пенсионных баллов будет увеличиваться, до достижении 30 в 2025 году.

Насколько повысят пенсии с 1 января 2020 года

Водителям, для назначения досрочной пенсии, необходимо документально подтвердить именно того, что они были заняты только на регулярных городских пассажирских маршрутах. Не пользуются правом на досрочное пенсионное обеспечение водители маршрутных такси, междугородных автобусов, водители, работающие на пригородных маршрутах, а также выполняющие заказные перевозки по маршрутам в пределах города, но не являющиеся регулярными городскими маршрутами – перевозки пассажиров по заказам не являются регулярными пассажирскими маршрутами, а также не предусматривается посадка (высадка) пассажиров в пути следования на каждой остановке городского транспорта.

Право на досрочное пенсионное обеспечение дает осуществление перевозок на регулярных городских пассажирских маршрутах постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80 % рабочего времени).

Постоянная занятость на указанных работах можно подтвердить следующими документами:

– приказами о назначении на работу водителем автобуса (троллейбуса, трамвая) регулярных городских пассажирских маршрутов

– справками предприятий, выданными на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, в которых усматривается оплата труда по повышенным тарифным ставкам либо доплата за работу на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Особенности повышения пенсионного возраста в России

Основным документом, подтверждающим стаж на данных видах работ за периоды до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования (получения СНИЛС), является трудовая книжка. После регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Такие сведения (с указанием особого характера работы) персонально на каждого работника ежегодно предоставляются работодателем в территориальные органы ПФР.


Вторым доводом было отсутствие подтверждения специального стажа сведениями индивидуального учета.

В исковом заявлении мы ссылались на то, что условия работы водителя маршрутного такси и водителя автобуса идентичны — повышенная опасность движения, частые остановки, режим работы связан с ранним началом работы и поздним его окончанием, интенсивностью движения на городских маршрутах.

По сути перед нами стояло 2 задачи:

  • доказать, что Григорий в спорный период был занят на регулярных городских пассажирских маршрутах;
  • доказать, что в спорный период им выполнялась работа в течении полного рабочего дня.

Для этого к материалам дела были приобщены путевые листы, платежные ведомости (расчетные листы), личная карточка работника, паспорта маршрутов, на которых в спорный период работал Григорий. Порадовало то, что все необходимые документы за весь период у работодателя имелись. Кроме путевых листов, которые хранятся только 5 лет, т. е. путевые листы нам смогли предоставить только за 2012-2016 гг.

Но идти нужно было до конца — заявила ходатайство о назначении данной экспертизы. Назначили.

Перед экспертом было поставлено 2 вопроса:

На первый вопрос эксперт дал утвердительный ответ — работа Григория в спорный период соответствовала работе водителя автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Но… мне удалось убедить работодателя, что справка подтверждающая занятость моего доверителя в течении полного рабочего дня в должности водителя маршрутного такси никому не навредит. И заветная справочка была получена!

В судебном заседании она была приобщена к материалам дела и в этот же день судом удовлетворены наши исковые требования.

Суд обязал Пенсионный фонд назначить Григорию пенсию с даты обращения — 01.03.2016 г.

Апелляционная инстанция решение оставила без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком " "

1. Исковое заявление83.8 KB24
2. Ходатайство о приобщ​ении79 KB18
3. Экспертиза условий т​руда2.8 MB19
4. Решение3.5 MB19
5. Апелляционное опреде​ление61.7 KB16

Автор публикации

Оказание юридической помощи по гражданским (пенсионные, семейные, наследственные споры, защита прав потребителей, споры с банками) и административным делам.

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Поделитесь публикацией в соц.сетях, пригласите друзей и коллег к дискуссии

Молодец, Алена Александровна. Такая категория дела к простым не относится. Я бы, наверное, и не взялся, хотя за плечами не одна победа над пенсионным фондом.

Уважаемый Андрей Валерьевич, согласен. А в связи с тем, что пенсионное законодательство принципиально меняется не намного реже чем времена года и подавно.

А еще бывает, что приходится анализировать 27 периодов работы и проверять законодательство (применяется ли льготное исчисление) в каждом из периодов.

Уважаемая Алена Александровна, поздравляю!

Уважаемый Сергей Равильевич, у меня было дела три о досрочной пенсии. Выиграл. Но больше как-то особого желания нет. :D

Уважаемый Андрей Валерьевич, спасибо на добром слове.:)

Уважаемый Иван Николаевич, спасибо!
Судя по экспертному заключению, нет в этой экспертизе никаких выводов, к которым не мог бы прийти суд самостоятельно. Но Вы правы, судья по большому счету переложила ответственность на эксперта. Вот такая маленькая женская хитрость.;)

Уважаемая Алёна Александровна, спасибо за интересную практику.
Все чаще выводы сотрудников Пенсионного фонда, мотивирующих отказные решения, читаешь с полным недоумением и удивлением, а в голове крутится мысль о том, что без специальной подготовки в каком-нибудь очень засекреченном ПТУ для Пенсионного фонда не обошлось…

в голове крутится мысль о том, что без специальной подготовки в каком-нибудь очень засекреченном ПТУ для Пенсионного фонда не обошлось… Уважаемая Светлана Викторовна, это точно! Есть такое ощущение. (giggle)

Но бывают и другие случаи — у меня было дело, когда суд признал право на досрочное назначение пенсии там, где ее быть не должно:D Не буду озвучивать организацию и деятельность, которой она занимается, но я до сих пор в недоумении — просто пошли ва-банк в этим иском и… выиграли:D

жаль людей, которые проработав, например, всю жизнь на вредном производстве, не могут доказать свое право на досрочную пенсию только по той причине, что кто-то по халатности неправильно оформил документы либо вообще — утратил. Уважаемая Ольга Витальевна, согласна с Вами. Таких случаев, к сожалению, не мало.:(

Уважаемая Алёна Александровна, поздравляю Вас с успешным завершением этого непростого дела! Представляю как был рад Ваш доверитель (dance), которому ПФ РФ не захотел засчитать в льготный стаж более 10 лет!(headbang) Давно пора за необоснованный отказ в назначении пенсии взыскивать с ПФ РФ компенсацию морального вреда. Но суды все чего-то стесняются.
Интересно а судебные расходы по этому делу суд взыщет в полном объеме? Или будет как всегда?

Уважаемый Игорь Михайлович, доверитель действительно был очень рад! Можно сказать, прыгал от радости. (dance)

Он больше года не обжаловал это решение ПФ, потому что считал, что действительно не имеет право на пенсию. Хорошо, что нашлись люди, которые посоветовали обратиться за советом к юристу, а не к работникам Пенсионного фонда.
Интересно а судебные расходы по этому делу суд взыщет в полном объеме? Или будет как всегда? Взыскание судебных расходов ещё впереди. Посмотрим.(wasntme)

Уважаемая Алёна Александровна, поздравляю с отличным для доверителя результатом.
Из приложенных Вами документов и заявленных требований, изначально было очевидно право Григория на досрочную пенсию. Очевидно для всех, кроме пенсионного фонда. Видимо, их там специально этому учат — оценивать пенсионные права, как отсутствующие.

Уважаемая Алёна Александровна, поздравляю с победой(H), возьму на заметку вашу практику Алена Александровна(Y)

Уважаемый Владимир Михайлович, спасибо Вам за приятный комментарий.(blush)

Уважаемая Алёна Александровна, победа над пенсионным фондом всегда радостное событие!
Поздравляю!
По-моему, кроме самих работников ПФ, более никто эту контору не любит.

Читайте также: